Дым, Пруфрок и la femme fatale (И.С. Тургенев и Т.С. Элиот на рандеву)
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 82-95
- DOI:
10.22455/2541-7894-2018-5-310-353
- Автор: Ушакова О.М.
- Об авторе:
Ольга Михайловна Ушакова (доктор филол. наук, профессор; Тюменский государственный университет, Россия)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья посвящена сравнительному анализу романа Тургенева «Дым» (1867) и поэмы Элиота «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (1915). Поэма Элиота впервые изучается в данном контексте, что позволяет выявить не только интересные аналогии между двумя текстами, но и увидеть их новые содержательные и концептуальные поля. Параллельное рассмотрение романа и поэмы также помогает уточнить их значение в историко-литературном аспекте и понять, почему эти произведения продолжают привлекать внимание читателей и критиков. Выбор объектов исследования обусловлен фактическим литературным материалом и наличием ряда типологических параллелей. Элиот высоко ценил литературное мастерство Тургенева, выражал свое восхищение его творчеством в письмах и литературной критике («Тургенев», «Памяти Генри Джеймса»). Особое внимание в статье уделяется европеизму Тургенева и Элиота, чью эстетическую позицию можно определить словами Элиота как «инкарнацию европейской культуры». Одним из центральных персонажей обоих произведений является образ «роковой женщины», рассматриваемый в статье в мифологическом (Медуза Горгона, Елена Троянская) и культурно-историческом («эпоха Саломеи») аспектах. В работе также проводится сравнительный анализ таких образных концепций, как «краб», «мертвая голова», «дым» и др.. Результаты проведенного исследования показали, что оба произведения во многом соответствуют эстетике и стилистике эпохи модерна, занимают маргинальное положение в творчестве Тургенева и Элиота и находятся на рубеже культурных эпох.
- Ключевые слова: И. С. Тургенев, Т.С. Элиот, «великие европейцы», «Дым» И.С. Тургенева, «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» Т.С. Элиота, европеизм, модерн, «эпоха Саломеи», роковая женщина в литературе, мотив «мертвой головы», высокий модернизм.
- Список литературы:
Аверинцев С.С. Иоанн Креститель // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 1. С. 551-553.
Аствацатуров А.А. Образ России в эссеистике Т.С. Элиота / / К истории идей на Западе: «Русская идея». СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Издательский дом «Петрополис», 2010. С.479-495.
Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988.
Зильберштейн И.С. Встреча Достоевского с Тургеневым в Бадене в 1867 г. // Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев. Переписка. Л.: Academia, 1928. С. 143–187.
Лурье З.А. История формирования образа «роковой женщины» во французской культуре XIX в. // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 1. С.155–161.
Страхов Н.H. Литературная критика. М.: Современник, 1984.
Толмачёв В.М. Т.С. Элиот, поэт «Бесплодной земли // Элиот Т.С. Бесплодная земля. М.: Ладомир; Наука, 2014. С. 273-378.
Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). Чтения по истории и теории культуры. Вып. 20. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Т. 9: Повести и рассказы: Дым. 1860–1867. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1965.
Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. Т.2.: Письма. 1851–1856. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.
Ушакова О.М. Русский нигилист как герой английской литературы XIX–XXI вв. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. № 1. С. 106–117.
Ушакова О.М. Журнал “Criterion” о русской революции и коммунизме // Литература двух Америк. 2017. № 3. С. 335-362.
Элиот Т.С. Бесплодная земля. М.: Прогресс, 1971.
Элиот Т.С. Избранное: Стихотворения и Поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА; Книжный клуб, 2002.
Элиот Т.С. Избранное. Т. I-II. Религия, культура, литература. М.: РОССПЭН, 2004.
Элиот Т.С. Тургенев // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2011. Вып. 1 (23). С. 151–153.
Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: Культура, 1993.
Conrad, J. “Foreword.” In Garnett E. Turgenev. A Study. London: W. Collins Sons& Co. Ltd., 1917: v-x.
Eliot, T.S. “Turgenev.” The Egoist IV:2 (December 1917): 167.
Eliot, T.S. “In Memory of Henry James.” The Egoist. V:1 (January 1918): 1-2.
Eliot, T.S. The Complete Poems and Plays. 1909–1950. New York; San Diego; London: Harcourt Brace &Company, 1980.
Eliot, T.S. The Letters of T.S. Eliot. Vol. 1 (1898–1922). New York; San Diego; London: Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1988.
Eliot, T.S. Inventions of the March Hare: Poems 1909–1917, ed. by C. Ricks. New York; San Diego; London: Harcourt Brace & Company, 1997.
Everett, B. “In Search of Prufrock.” Critical Quarterly XVI (1974): 97–121.
Garnett, E. “Introduction.” In Turgenev, I. Smoke, transl. by Constance Garnett. New York: Macmillan and Co., 1896. P. v-viii.
Garnett, E. Turgenev. A Study. Turgenev. A Study. London: W. Collins Sons& Co. Ltd., 1917.
Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary. 10th edition. Springfield, MS: Merriam-Webster Inc., 1993.
The Novels and Stories by Ivan Turgenev. Phantoms and Other Stories, transl. by Isabel F. Hapgood. New York: Charles Scribner’s Sons, 1904.
Pope, J.C. “Prufrock and Raskolnikov.” American Literature. A Journal of Literary History, Criticism, and Bibliography XVII (1945): 213-30.
Pope, J.C. “Prufrock and Raskolnikov Again: A Letter from Eliot.” American Literature. A Journal of Literary History, Criticism, and Bibliography XVIII (1946–1947): 319.
Smith, G. T.S. Eliot’s Poetry and Plays. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1967. Southam, B.C. A Guide to the Selected Poems of T.S. Eliot. San Diego; New York; London: Harcourt Brace & Company, 1994.
Thormahlen, M. Eliot’s Animals. Lund: CWK Gleerup, 1984.
Turgenev, I.S. Smoke, transl. by C. Garnett. New York: Macmillan and Co., 1896.
Turgenev, I.S. Dream Tales and Prose Poems, transl. by C. Garnett. London: William Heinemann, 1906.