Номер журнала:

№ 9 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-9-208-235

УДК / UDK: 82(091)
Об авторе:

Максим Михайлович Гудков (Санкт-Петербургский государственный университет, старший преподаватель)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: Перу одного из крупнейших американских писателей первой половины ХХ в. У. Сарояна принадлежат несколько десятков пьес, создавать которые он начал еще в середине 1930-х гг. Советской сцены они достигли лишь в период «оттепели», в начале 1960-х. В центре настоящей статьи – первые советские постановки пьесы Сарояна «В горах мое сердце…» – сперва на армянском языке в Ереване (1961), затем на русском – в Московском театре имени В.В. Маяковского (1962). В статье анализируются причины столь позднего появления драматургии американского писателя на отечественной сцене, прослеживается, как приезд Сарояна в 1960 г. в СССР способствовал постановке его произведения в столице Армении, что в свою очередь вызвало к жизни появление спектакля и на московской сцене. Судьба сарояновской пьесы на отечественных подмостках исследуется в рамках социально-политического и культурного советско-американского макроконтекста холодной войны. На основе редких материалов, находящихся в музее Московского академического театра имени В.В. Маяковского, дается анализ сценического воплощения произведения американского писателя и его рецепции советской критикой и зрителем. Режиссер Я.С. Цициновский стремился передать возвышенный, поэтический дух сарояновского произведения и найти яркую выразительную форму, что было нетипичным для «Маяковки» Н.П. Охлопкова. Постановка пьесы на столичных подмостках в 1962 г. знаменовала начало сценической истории драматургии американского автора в нашей стране. Данное исследование позволяет расширить представления о театральной судьбе пьес заокеанского автора в Советском Союзе.
Ключевые слова: У. Сароян, американская драматургия, советский театр, 1960-е гг., «оттепель», Московский театр имени В.В. Маяковского, пьеса «В горах мое сердце…».
Список литературы:

Американские театральные миниатюры. М.; Л.: Искусство, 1961.

Анастасьев А. Радостная примета сезона // Известия. 1962. 10 ноября. [Аргус]. Слухи и факты // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1960. 4 апреля.

Арутюнян Б. Армянский театр // История советского драматического театра: В 6 т. Т. 6. 1953 –1967 . М.: Наука, 1971. С. 295 –313.

Ахвердян Л. «В горах мое сердце» // Театр. 1961. №. 11. С. 118 –120.

Былков-Забайкальский В.С. Ортодоксальные заметки провинциального режиссера. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2004.

В.Д. [Виктор Яковлевич Дубровский]. Орлов М.Д. // Энциклопедия Театра Маяковского. Весь Театр за 75 лет (Энциклопедический словарь). М.: Инкобук, 1999. С. 453 –454.

[«В горах мое сердце…»] // Орловский комсомолец. 1962. 16 сентября.  [«В горах мое сердце…»] // Знамя юности (Минск, Белорусская ССР). 1962. 16 сентября.

[«В горах мое сердце…»] // Вечерние новости (Вильнюс, Литовская ССР). 1962. 19 сентября.

Волгин Б. Канонам вопреки // Москва. 1962. № 12. С. 184 –192.

Григорян А. Арно Бабаджанян. М.: Советский композитор, 1961.

Гудков М.М. Драматургический дебют У. Сарояна: постановка «В горах мое сердце…» в Нью-Йоркском театре «Груп» (1939) // Актуальные проблемы литературы и культуры. Вып. 9. Ереван: Лингва, 2018. С. 33 –45.

Гудков М.М. Музыка гор на Манхэттене: драматургический дебют У. Сарояна // Литература двух Америк. 2018. № 5. С. 283 –309.

Гудков М.М., Андреасян А.Г. «Пьеса-песня»: Арно Бабаджанян и Уильям Сароян // Театрон. 2020. № 2 (32). С. 25 –40.

Жидков В.С. Культурная политика и театр. М.: ИздАТ, 1995.

Залесский В. Талантливое решение (Пьеса У. Сарояна на сцене Театра имени Маяковского) // Вечерняя Москва. 1962. 2 октября.

Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М.: Международные отношения, 2007.

Кудина В. Если остановить солнце… // Комсомольская правда. 1962. 16 октября.

Любимов Б.Н. <Интервью с В.Я. Вульфом>. Театральный мост: Об американской драме на московской сцене // Литературное обозрение. 1988. № 10.    С. 76 –82.

Матвеев А. «Поэзия в моем сердце…» // За медицинские кадры. 1962. 18 сентября.

Меликсетян Л.С. У. Сароян в советской критике (1935 –1975 годы) // Кан- тех (Ереван). 2006. № 1. С. 34 –47.

Меликсетян Л.С., Гончар-Ханджян Н.К. Уильям Сароян в американской критике, в русских переводах и критике. Библиография. Ереван: Издательство Ереванского государственного университета, 2008.

Моравек И. Драма на Сан-Бенито // Театральная жизнь. 1963. № 2. С. 13. Московский Академический театр им. Вл. Маяковского. 1922 –1972. [Альбом] / Авт.-сост. Д.Я. Дубровский. М.: Искусство, 1974.

Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922 –1982 / Авт.-сост. Д.Я. Дубровский. М.: Искусство, 1983.

Н.В. [Нина Велехова]. Цициновский Я.С. // Энциклопедия Театра Маяковского. Весь Театр за 75 лет (Энциклопедический словарь). М.: Инкобук, 1999. С. 629.

Н.П. Охлопков: Статьи, воспоминания. М.: ВТО, 1986.

Н.С. [Наталья Давыдовна Старосельская]. Сароян У. // Энциклопедия Театра Маяковского. Весь Театр за 75 лет (Энциклопедический словарь). М.: Инкобук, 1999. С. 539 –540.

Орлова Р.Д. Потомки Гекльберри Финна (Очерки современной американ- ской литературы). М.: Советский писатель, 1964.

Орлова-Копелева Р.Д. Двери открываются медленно. М.: Независимая газета, 1994.

Ризаев С.А. Вардан Аджемян (серия «Мастера советского театра и кино»). М.: Искусство, 1978.

Ризаев С.А. Рачия Нерсесян. М.: Искусство, 1968.

Рябова Т.Б. Кинообразы американских небоскребов в советской политике пространства периода холодной войны (1946 –1963) // Город. Среда. Политика. 2018  (Сборник  материалов  научно-практической  конференции  /  Под   ред. Л.А. Гайнутдиновой и М.В. Невзорова). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019.      С. 90 –93.

Самвелян Л. Сезон в Армении // Театр. 1960. № 6. С. 145 –146.

Саноян Р.М. Загадка великого битлисца, уроженца Фрезно, штат Калифорния, США. Ереван: Зангак-97, 1998.

Сароян У. Автобиография // Интернациональная литература. 1935. № 10. С. 175 –176.

Сароян У. Бесстрашный юнец на трапеции / Пер. И. Романовича // Интернациональная литература. 1935. № 8. С. 110 –113.

Сароян У. Некрологи (Фрагменты из книги) / Пер. Н.А.  Гончар //  Саро- ян У.  Армянин и Армянин: рассказы, повесть, пьеса, эссе. Ереван: Наири, 1994.  С. 288 –314.

Сароян У. Путь вашей жизни (Пьесы). М.: Искусство, 1966.

Сароян У. Туда, где свободен трапеции взлет… / Пер. Ю. Жуковой // Неделя. 1961. № 17. С. 8.

Сизенко Е.Е. Театр 1940-х – начала 1950-х годов // История русского драматического театра: от его истоков до конца ХХ века. М.: РАТИ-ГИТИС,  2009.  С. 564 –585.

Соловьева И.Н. «Зеленая улица» // Московский Художественный театр.

Сто лет: В 2 т. Т. 1. М.: МХТ, 1998. С. 175.

Тероганян М.И. Арно Бабаджанян (Монография). М.: Композитор, 2001.

Шахназарян В. «Все люди армяне» // Дружба народов. 2001. № 3. С. 218 –223.

Шорина Л.В. Мир глазами театра: История Государственного русского драматического театра им. А.П. Чехова. Кишинев: Инесса, 2001.

Юрасова Г. Не выпускать эстафеты! // Театральная жизнь. 1963. № 10 (май). С. 6 –8.