Номер журнала:

№ 9 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-9-81-105

УДК / UDK: 82(091)
Об авторе:

М. Элизабет Вайзер (PhD, профессор, Университет штата Огайо, Коламбус, шт. Огайо, США)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: Большинство специалистов по Кеннету Берку считают этого американского мыслителя основателем сложившейся в послевоенные годы «новой риторики» – школы, выступавшей за то, чтобы в изучении риторики перенести акцент с приемов убеждения, которые исторически занимали центральное место в данной дисциплине, на более многоплановый анализ языка, диалога и коллективно вырабатываемых представлений. Однако на протяжении 1930-х и 1940-х годов Берк считал себя прежде всего литературоведом, хотя и таким, который применял инструменты теории литературы к окружающим его социальным реалиям. Вполне вероятно, что без диалога – нередко переходящего в спор – со школой «новой критики» Берк так и не сформулировал бы свои риторические теории о возможности понять мотивы человеческих поступков через язык. Поэтому «новая критика» и «новая риторика» формировали друг друга в середине столетия в горниле кризиса и войны, которые послужили катализаторами для многих интеллектуальных течений. Пытаясь донести свою позицию до литературоведов и призывая их обратить критический взгляд на мир вокруг себя, Берк выработал свою методологию анализа действий в общественно-политической сфере. В статье анализируются три таких диалога-спора Кеннета Берка: с Алленом Тейтом до Второй мировой войны, с Джоном Кроу Рэнсомом во время войны и с Рене Уэллеком в послевоенные годы. Дискуссии и переклички с ними подтолкнули Берка сформулировать преднамеренно двойственное понимание иерархий и норм, составляющих то, что он называл парламентскими «прениями», риторическая структура которых и сегодня определяет международные отношения.
Ключевые слова: «новая риторика», «новая критика», Кеннет Берк, Аллен Тейт, Джон Кроу Рэнсом, Рене Уэллек, историография.
Список литературы:

Burke, K. “As I Was Saying.” Michigan Quarterly Review 11 (1972): 9–27. Burke, K. Counter-Statement (1931). 3rd rev. ed. Berkeley, CA: University of California Press, 1968.

Burke, K. A Grammar of Motives, New York: Prentice-Hall (1945); Berkeley: University of California Press, 1969.

Burke, K. “On Poetry and Poetics.” Review of The World's Body, by John Crowe Ransom. Poetry 55 (1939): 51–54.

Burke, K. The Philosophy of Literary Form: Studies in Symbolic Action. Baton Rouge, LA: Louisiana State University Press (1941); 3rd rev. ed., Berkeley, CA: University of California Press, 1973.

Burke, K. “The Problem of the Intrinsic (as Reflected in the Neo-Aristotelian School).” Accent 3: 80–94.

Burke, K. “Questions for Critics.” Direction 2 (1939): 12–13.

Burke, K. “Semantic and Poetic Meaning.” Southern Review 4 (1939): 501–23.

Burke, K. “The Study of Symbolic Action.” Chimera 1:1 (1942): 7–16.

Burke, K. “Symbolic War.” Rev. of Proletarian Literature in the United States, ed. Granville Hicks. Southern Review 2 (1936): 134–47.

Burke, K. “The Tactics of Motivation.” Chimera 2:1 (1943): 37–53.

Burke, K. “Tentative Proposal.” Rev. of The Mediterranean, and Other Poems and Reactionary Essays on Poetry and Ideas, by Allen Tate. Poetry 50 (1937): 96–100.

Denning, M. The Cultural Front: The Laboring of American Culture in the Twentieth Century. New York: Verso, 1996.

Empson, W. Seven Types of Ambiguity (1930). New York: New Directions, 1966.

George, A. Kenneth Burke’s Permanence and Change. Columbia, SC: University of South Carolina Press, 2018.

George, A., Selzer, J. Kenneth Burke in the 1930s. Columbia, SC: University   of South Carolina Press, 2007.

Habermas, J. The Divided West, ed. and trans. Ciaran Cronin. Malden, MA: Polity Press, 2005.

Hicks, G. Granville Hicks in The New Masses, ed. Jack Alan Robbins. Port Washington, NY: Kennikat, 1974.

Josephson, M. Life among the Surrealists. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1962.

Knickerbocker, W. "Wam for Maw." Rev. of The Philosophy of Literary Form, by K. Burke, and The New Criticism, by J.C. Ransom. Sewanee Review 44 (1941): 520–36.

“New England Meeting.” CEA Critic 11:6 (1949): 6–7.

Pells, R. The Liberal Mind in a Conservative Age: American  Intellectuals in  the 1940s and 1950s. Middletown, CT: Wesleyan University Press, 1989.

Ransom, J.C. “An Address to Kenneth Burke.” Rev. of The Philosophy of Literary Form, by Kenneth Burke. Kenyon Review 4 (1942): 219–37.

Ransom, J.C. Selected Letters of John Crowe Ransom, ed. Thomas Daniel Young and George Core. Baton Rouge, LA: Louisiana State University Press, 1985.

Ransom, J.C. The World's Body. New York: Scribner, 1938.

Said, E. The World, the Text, and the Critic. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983.

Shapiro, E.S. “Forward: A Forgotten American Classic.” Who Owns  America? A New Declaration of Independence, ed. Herbert Agar and Allen Tate (1936). Wilmington, DE: ISI Books, 1999.

Tate, A. Collected Essays. Denver, CO: Swallow, 1959.

Tate, A. “Mr. Burke and the Historical Environment.” Southern Review 3 (1936): 363–72.

Tate, A. “Poetry and Politics.” New Republic (2 August 1933): 308–11.

Tell, D. “Burke’s Encounter with Ransom: Rhetoric and Epistemology in ‘Four Master Tropes’.” Rhetoric Society Quarterly 34:4 (2004): 33–54.

Warren, R.P. “Pure and Impure Poetry.” The New Criticism and Contemporary Literary Theory: Connections and Continuities, eds. W. Spurlin and M. Fischer. New York: Garland, 1995: 19–44.

Weiser, M.E. “‘As Usual I Fell on the Bias’: Kenneth Burke’s Situated Dialec- tic.” Philosophy and Rhetoric 42:2 (2009): 134–153.

Weiser, M.E. Burke, War, Words: Rhetoricizing Dramatism. Columbia, SC: University of South Carolina Press, 2008.

Wellek, R. “Kenneth Burke and Literary Criticism.” Sewanee Review 79 (1971): 171–188.

Wellek, R. “Literary History.” Literary Scholarship: Its Aims and Methods, ed. Norman Foerster. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1941: 89–130.

Wellek, R. “The Main Trends of Twentieth-Century Criticism.” Yale Review 51:1 (1961): 102–18.

Wellek, R. “The Mode of Existence of a Literary Work of Art.” Southern Review 7 (1942): 735–54.

Wess, R. Kenneth Burke: Rhetoric, Subjectivity, Postmodernism. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996.

Wess, R. “Situating Burke’s Thought.”  Conversations.  KB  Journal  1:1 (2005). Online at https://kbjournal.org/node/79