Номер журнала:

№6 2019

Об авторе:

Анастасия Валерьевна Гладощук (кандидат филол. наук; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

УДК / UDK: 82.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-6-134-186

Аннотация: Статья посвящена проблеме влияния французского «нового романа» в лице А. Роб-Грийе (1922–2008), М. Бютора (1928–2016) и Н. Саррот (1900–1999) на формирование поэтики их аргентинского современника, одного из создателей «нового» латиноамериканского романа – Хулио Кортасара (1914–1984). Обращение к малоизвестным теоретическим работам писателя («Теория туннеля», «Положение романа») дает возможность представить развитие «нового романа» в Старом и Новом Свете как синхронный процесс: Кортасар объявляет войну таким «устаревшим понятиям», как «роман», «персонаж», «психологизм», «сюжет», «когерентность», «пространственно-временной континуум», пассивный «читатель», независимо от французских коллег. Совпадая с ними в выборе «ориентиров» и «контрориентиров», Кортасар никогда не скрывал своего интереса к теории «нового романа». Детальный сравнительный анализ декларируемых «новороманистами» художественных принципов и их реализации в творческой практике позволяет установить многочисленные параллели (вплоть до общности формулировок), доказывающие, что Кортасар, Роб-Грийе, Бютор и Саррот шли в одном направлении и преследовали общие цели («антироман», «новый человек», «новый язык», непосредственность восприятия). Разделяя стремление Саррот выйти на надличностный психологический уровень, Кортасар ведет игру с пространственно-временными планами параллельно с Бютором и ищет, подобно Роб-Грийе, «остранения» от повседневной логики и иерархии субъект-объектных отношений. Выявляемое сходство дает также возможность раскрыть своеобразие кортасаровской поэтики, обусловленное его особым мировидением, осуществляемым им на протяжении всего творчества поиском «новой этики» и «новой метафизики». Кортасар гораздо большее значение придавал неэстетической, гносеологической, экзистенциальной функции литературы.
Ключевые слова: Хулио Кортасар, Натали Саррот, Мишель Бютор, Ален Роб-Грийе, «новый роман», теория «антиромана», «устаревшие понятия», эксперимент, франко-латиноамериканские литературные связи, рецепция.
Список литературы:

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: Гелеос, 2004.

Андреев Л.Г. Современная литература Франции. 60-е гг. М.: Изд-во Московского университета, 1977.

Бютор М. Изменение. М.: Художественная литература, 1983.

Бютор М. Роман как исследование. М.: Изд-во МГУ, 2000.

Гонтар М. Постмодернизм во Франции: определение, критерии, периодизация // Постмодернизм: парадоксы бытия. Ежегодник «Человек. Образ и сущность». М.: ИНИОН РАН, 2006. С. 155–169.

Зонина Л.А. Тропы времени: заметки об исканиях французских романистов (60–70-е гг.). М.: Художественная литература, 1984.

Кортасар Х. Игра в классики. М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011.

Кортасар Х. Игра в классики. Рассказы. М.: НФ «Пушкинская библиотека» – АСТ, 2003.

Кортасар Х. Письма к издателю. М.: Центр книги Рудомино, 2012.

Косиков Г.К. Собрание сочинений. Т.2. М.: Центр книги Рудомино, 2012.

Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман: 50–70-е гг. М.: Советский писатель, 1983.

Писатели Латинской Америки о литературе. М.: Радуга, 1982.

Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности. М.: ЛЕНАНД, 2015.

Роб-Грийе А. Романески. М.: Ладомир, 2005.

Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения. М.: Полинформ-Талбури, 2000.

Сартр Ж-П. Ситуации. М.: Ладомир, 1998.

Тертерян И.А. Главный роман Хулио Кортасара // Кортасар Х. Игра в классики. М.: Художественная литература, 1986. С. 5–24.

Тертерян И.А. Теоретические искания и проблема национального своеобразия литературы в Латинской Америке // Теории, школы, концепции. Художественный процесс и идеологическая борьба. М.: Наука, 1975. С. 215–241.

Alazraki, J. Hacia Cortázar: aproximaciones a su obra. Barcelona: Editorial Anthropos, 1994.

Babín, M.T. “La antinovela en Hispanoamérica.” Revista Hispánica Moderna 3/4 (Jul.–Oct. 1968): 523–532.

Barrenechea, A.M. “La estructura de Rayuela.” Litterae Hispanae et Lusitanae (1968): 69–84.

Barthes, R. Essais critiques. P.: Éditions du Seuil, 1964.

Bjurström, C.G. “Entretien avec Julio Cortázar.” Archivo Julio Cortázar. CRLA Archivos (Poitiers). Online at www.mshs.univ-poitiers.fr/crla/contenidos/Cortazar/ image.php?Id_img=5292&Code=28.007

Borges, J.L. Discusión. Buenos Aires: Emecé Editores, 1972.

Butor, M. Curriculum vitae: entretiens avec André Clavel. P.: Plon, 1996.

Butor, M. Essais sur le roman. P.: Gallimard, 1975.

Butor, M. L’emploi du temps. P.: Les Éditions de Minuit, 1957.

Coloquio sobre la novela hispanoamericana. México: Fondo de Cultura Económica, 1967.

Cortázar, J. “Literatura en la revolución y revolución en la literatura: algunos malentendidos a liquidar.” Literatura en la revolución y revolución en la literatura. México: Siglo XXI editores, 1970.

Cortázar, J. 62/Modelo para armar. México: Punto de lectura, 2013.Cortázar, J. “Posición de la novela.” Cuadernos Americanos 52:4 (Julio-agosto 1950): 223–243.

Cortázar, J. Los premios. Madrid: Punto de lectura, 2007.

Cortázar, J. Obra crítica I. Madrid: Alfaguara, 1994.

Cortázar, J. Obra crítica II. Madrid: Alfaguara, 1994.

Cortázar, J. Rayuela, ed. сrítica de Julio Ortega y Saúl Yurkievich. Madrid: ALLCA XX, 1991.

Cortázar, J. Rayuela. Madrid: Cátedra, 2012.

Cortázar, J. Último round. México: Siglo XXI Editores, 1969.

Cortázar, J. La vuelta al día en ochenta mundos. México: Siglo XXI Editores, 1968.

Duncan J.A. “Mirrors and labyrinths, some comparisons between Cortázar and the ‘nouveau roman’.” Archivo Julio Cortázar. CRLA Archivos (Poitiers). Online at http:// www.mshs.univ-poitiers.fr/crla/contenidos/Cortazar/image. php?Id_img=3159&Code=16.05

Fuentes, C. La nueva novela hispanoamericana. México: Editorial Joaquín Mortiz, 1974.

García Canclini, N. Cortázar: una antropología poética. Buenos Aires: Ed. Nova, 1986

González Bermejo E. Conversaciones con Cortázar. Barcelona: Edhasa, 1978.

Harss L. Los nuestros. Buenos Aires: Editorial Sudamericana, 1966.

Hernández, A.M. “Conversación con Julio Cortázar.” Cortázar, J. Rayuela, ed. Julio Ortega y Saúl Yurkievich. Madrid: ALLCA XX, 1991: 728–735.

Kalda, A. “Julio Cortázar et Monteforte Toledo: les deux tendances de la littérature ibéro-américaine.” Arts 922 (1963): 2.

La littérature en France depuis 1945. Paris–Montréal: Bordas, 1970.

Nouveau roman: hier, aujourd’hui. T.1. Problèmes généraux. P.: Hermann Éditeurs, 2011.

Perrot, D. “‘62-Maquette à monter’ de Julio Cortázar : un «nouveau roman?” Archivo Julio Cortázar. CRLA Archivos (Poitiers). Online at http://www.mshs.univpoitiers.fr/crla/contenidos/Cortazar/fiche.php?Code=16.027&Cle=catalogue

Picón Garfield, E. Cortázar por Cortázar. Xalapa: Universidad Veracruzana, 1981.

Pollman, L. “La nueva novela hispanoamericana. Un balance definitorio.” Revista chilena de literatura 34 (Nov. 1989): 77–93.

“Por una novela novelesca y metafísica.” Mundo Nuevo 5 (Nov. 1966 ): 5–21.

Pollmann, L. La “nueva novela” en Francia y en Iberoamérica. Madrid: Gredos, 1971.

Prego, O. Fascinación de las palabras: Conversaciones con Julio Cortázar. Barcelona: Muchnik Editores, 1985.

Robbe-Grillet, A. Pour un nouveau roman. P.: Minuit, 1963.

Sarraute, N. L’Ère du soupçon. P.: Gallimard, 1956.

Sarraute, N. Le Planétarium. P.: Gallimard, 1959.

Sarraute, N. Œvres complètes. P.: Gallimard, 1996.

Sartre, J.-P. “Préface.” Sarraute, N. Portrait d’un inconnu. P.: Gallimard, 1956: 7–14. Online at www.mshs.univ-poitiers.fr/crla/contenidos/Cortazar/image. php?Id_img=5292&Code=28.007