Номер журнала:

№17 2024

УДК / UDK: 821.111(73).0+821.161.1Р.0
Тип публикации: Научная статья
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-17-154-174

Автор: Мороз Н.А.
EDN:

https://elibrary.ru/DQIMVA

Об авторе:

Нина Анатольевна Мороз, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

Аннотация:

В статье рассматриваются комплексы иллюстраций к малой прозе Эдгара По, созданные советскими художниками разных поколений и выходившие в советских изданиях от периода нэпа до перестройки. Основное внимание уделено иллюстрациям Д.И. Митрохина, А.Д. Силина, Н.В. Кузьмина, В.А. Носкова, С.А. Соколова. Нашей целью было не только описать уникальный творческий стиль каждого художника и проанализировать слож- ные отношения иллюстраций с текстом По, но и поместить иллюстрации в историко-культурный контекст, соотнести с издательскими предпочтениями, требованиями рынка или советской цензуры, представлениями о месте Эдгара По в библиотеке советского человека. На протяжении долгого времени основным объектом иллюстрирования для советских художников были так называемые «логические» новеллы По, прежде всего «Золотой жук». Интересно, как далеко художники уходят от ориентации на занимательность и насколько многообразны при этом оказываются их подходы к материалу — от экзотизации пейзажей у Митрохина до установки на изображение мимолетности жизни у Кузьмина и отголосков киноэстетики у Соколова. Готика Эдгара По представлена в советских иллюстрациях очень ограниченно. Это работы Силина 1920-х гг., в которых обнаруживается влияние британской книжной графики предыдущих десятилетий, и иллюстрации Носкова в серии «Библиотека всемирной литературы», ориентированные на метафору (1976). Иллюстрированные издания 1960–1970-х гг. отражают закрепление По в статусе «классика» для взрослой и подростковой аудитории. Важную роль играет размещение иллюстраций в книжных сериях — от престижной «Библиотеки всемирной литературы» до «Мира приключений».

Ключевые слова: Эдгар По, американская литература, иллюстрированная книга, искусство книги, советское книгоиздание.
Для цитирования:

Мороз Н.А. Превращения золотого жука: проза Эдгара По в советских иллюстрациях // Литература двух Америк. 2024. № 17. С. 154–174. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-17-154-174 

Список литературы:

Верижникова 2005 — Верижникова Т.Ф. Искусство книги Англии второй половины XIX — начала XX века. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 2005.

Герчук 2014 — Герчук Ю.Я. Искусство печатной книги в России XVI–XXI веков. СПб.: Коло, 2014.

Гроссман 1998 — Гроссман Дж. Д. Эдгар По в России. Легенда и литературное влияние / пер. М.А. Шерешевской. СПб.: Академический проект, 1998.

Дубин 2001 — Дубин Б.В. Книга и дом (К социологии книгособирательства) // Дубин Б.В. Слово — письмо — литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С. 47–62.

Зверев 2000 — Зверев А.М. Эдгар Аллан По // История литературы США. Т. 3. М.: Наследие, 2000. С. 171–221.

Николюкин 2022 — Николюкин А.Н. Эдгар По в России // Николюкин А.Н. Собр. соч.: в 4 т. М.: ИНИОН РАН, 2022. Т. 1: Литературные связи России и США: становление литературных контактов.

Осипова 2004 — Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии. СПб.: Изд-во филологического факультета СПбГУ, 2004.

Осипова 2017 — Осипова Э.Ф. О переводах Эдгара По в России // Литература двух Америк. 2017. № 2. С. 141–155.

Русаков 1966 — Русаков Ю.А. Дмитрий Исидорович Митрохин. Л.; М.: Искусство, 1966.

Соболев 1970 — Соболев Ю. Участие художника в научно-популярной книге // Искусство книги. М.: Книга, 1970. Вып. 6: ’65–66. С. 19–29.

Художники 1986 — Художники группы «Тринадцать»: из истории художественной жизни 1920–1930-х годов. М.: Сов. художник, 1986.

Чегодаева 1967 — Чегодаева М. Высокое искусство книги (Библиотека всемирной литературы) // Искусство книги. М.: Книга, 1971. Вып. 7. 1967: Полвека советской книжной графики. C. 73–82.