Номер журнала:

№17 2024

УДК / UDK: 821.111(73).0
Тип публикации: Научная статья
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-17-90-116

Автор: Николаев Д.Д.
EDN:

https://elibrary.ru/BBUGRC

Об авторе:

Дмитрий Дмитриевич Николаев, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8449-4682

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

На примере произведений американских писателей-фантастов Рэя Каммингса, М.Д. Брейера, Р. Хайнлайна, А.Д. Дейча, М. Гарднера в статье рассматривается теоретическая проблема «предела» фантастического в литературе. Таким пределом становится изображение фантастического пространства как явления, обладающего новыми, невозможными в реальности характеристиками. Писатель не может изобразительно зафиксировать в тексте иные пространственные законы, созданный в авторском воображении образ не передается читателям с помощью имеющихся в литературе средств художественного изображения, и основная причина этого — в устойчивости нашего пространственного восприятия, основанного на практически беспредельных возможностях нефантастического пространства, в котором мы существуем. В романе Рэя Каммингса «В четвертое измерение» (1927) формулируется принцип изображения в литературе «иного» пространства: «Мы должны цепляться за реалии нашего мира. Нет других слов — нет других концепций, — с помощью которых мы могли бы осмыслить эти немыслимые вещи». В результате «иной» мир либо изображается в пространственных параметрах привычного читателям земного мира, что зафиксировал Каммингс, либо не изображается вовсе, даже являясь важным для сюжета элементом, как, к примеру, в фантастических рассказах на тему топологии. Невозможность изображения вовсе не исключает фиксации в фантастическом произведении такого «иного» мира как сущности и его сюжетного освоения, но изобразительно пространство в литературе остается устойчивым. Без визуальной «подсказки» читательское сознание не может последовать за автором за рамки пространственно возможной модели, но в визуальных искусствах этот существующий в литературе барьер снимается и пространство перестает быть «пределом».

 

Ключевые слова: научная фантастика, Рэй Каммингс, М.Д. Брейер, Р. Хайнлайн, А.Д. Дейч, М. Гарднер, четвертое измерение, поэтика, Fantasia Mathematica.
Для цитирования:

Николаев Д.Д. Пространство как «предел» фантастического в литературе: невозможность преодоления возможного // Литература двух Америк. 2024. № 17. С. 90–116. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-17-90-116 

Список литературы:

Николаев 2006 — Николаев Д.Д. Русская проза 1920–1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза. М.: Наука, 2006.