Номер журнала:

№17 2024

УДК / UDK: 82-1
Тип публикации: Научная статья
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-17-51-66

Автор: Головачева И.В.
EDN:

https://elibrary.ru/ALFRRV

Об авторе:

Ирина Владимировна Головачева, доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7–9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3873-490X  

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Источник финансирования:

Работа выполнена при поддержке Санкт-Петербургского государственного университета, исследовательский грант 123042000103-6 [M1_2020_5].

Аннотация:

В статье предлагается новый взгляд на один из самых знаменитых двусмыс- ленных двойнических текстов мировой литературы — новеллу Э.А. По «Вильям Вильсон» (“William Wilson”, 1839), странности и несообразности которой отнюдь не исчерпываются загадочным сюжетом и не объясняются лишь за счет феномена «ненадежный рассказчик». Новелла По о раздвоенном герое сравнивается в статье с другим, не менее известным текстом — с «Веселым уголком» Генри Джеймса. Цель соположения двух текстов заключается в демонстрации разницы подходов двух писателей к конструированию двойственности и, следовательно, в анализе отличий читательской рецепции этих текстов. Предложенные критиками много- численные прочтения «Вильяма Вильсона» — как нравоучительной притчи, пси- хопатологического этюда, истории близнецов или повествования о сновидении — в большинстве своем грешат тем, что игнорируют противоречия, содержащиеся в самом тексте. Особый вызов данная новелла предъявляет, как это ни парадок- сально, не наивному читателю, а специалистам по творчеству Э. По. Зная посту- латы его эстетической теории «единого эффекта», нельзя не заподозрить, что все парадоксы «Вильяма Вильсона» им рассчитаны. Мы предлагаем воспользоваться инструментарием гештальтпсихологии и когнитивного литературоведения в защи- ту новой интерпретации новеллы По как текста-исследования когнитивного диссо- нанса, содержащего последовательно расставленные логические ловушки. В такой интерпретации несообразности «Вильяма Вильсона» предстают как парадоксально эффективные.

 

Ключевые слова: доппельгангер, американский рассказ, Эдгар Алан По, фасцинация, двусмысленность, онейрический нарратив, гештальтпсихология, когнитивный диссонанс, когнитивное литературоведение
Для цитирования:

Головачева И.В. Вильсон 1. Вильсон 2. Наблюдения над одной об- сессией поэведов // Литература двух Америк. 2024. № 17. С. 51–66. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-17-51-66  

Список литературы:

Головачева 2024 — Головачева И.В. Американский двойник / американский психопат в творческом тупике // Литература двух Америк. 2024. № 16. С. 147–168.

Головачева, Удалова 2020 — Головачева И.В., Удалова С.Ю. О ретрансляции двойственности: к новым пере-переводам двух новелл Эдгара По // Литература двух Америк. 2020. № 8. С.435–462.

Осипова 2004 — Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По. Исследования и комментарии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.

Петровский 2010 — Петровский В. Существует ли Я – субъект познания // Методология и история психологии. 2010. № 1. С. 136–148.

Петровский 2023 — Петровский В. О статусе «Я» в культурно-деятельностном дискурсе // Культурно-историческая психология. 2023. Т. 19. № 1. С. 35–40.

Уракова 2009 —Уракова А. Поэтика тела в рассказах Эдгара По. М.: ИМЛИ РАН, 2009.