Два поэтических парадокса ХХ века: Гертруда Стайн в диалоге с Алексеем Крученых
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 821.111(73).0+821.161.1.0
- DOI:
- EDN:
- Автор: Швец А.В.
- Об авторе:
Анна Валерьевна Швец, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет, Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1492-2511
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
В рамках данной статьи мы оттолкнемся от двух почти одновременно написанных парадоксов модернизма / авангарда. Первый парадокс — миниатюра Гертруды Стайн под названием «Святая Эмилия» (“Sacred Emily”) (однострочное стихотворение: “Rose is a rose is a rose is a rose”). Второй парадокс — заумное стихотворение Алексея Крученых «Дыр бул щыл». Оба текста предполагают движение от негативной эпистемической эмоции к позитивной (в режиме остранения), что создает сложное эстетическое переживание. В основе такого переживания — переосмысление самого поэтического кода как кода значащего и знакообразующего, источника описания и познания. Читатель взаимодействует с кодом как со-автор и со-творец, заново приспосабливая его к реальности и заново придавая ему смысл. Оба текста свидетельствовали о глобальных художественных сдвигах эпохи. Модернистско-авангардную эпоху отличает «поворот» к иному типу мимесиса, который предполагает ориентацию на передачу впечатления. Этот вектор присущ творческим проектам и Стайн, и Крученых. Задача художника — индуцировать в реципиенте комплекс реакций, из которых складывается познавательное и одновременно творческое переживание, так что происходит эпистемологическая перенастройка. Ориентируясь на новый способ подражания (подражание переживанию), и Стайн, и Крученых стремились осуществить познавательную перекалибровку сознания читателя за счет эксперимента с языком. И Гертруда Стайн, и Алексей Крученых выделяют периферийные, ассоциативные элементы опыта, моделируют на их основе комплекс переживаний и воссоздают его посредством языка. Это достижимо, когда задействован суггестивный, ассоциативно-коннотативный потенциал языка и художественной формы.
- Ключевые слова: модернизм, авангард, поэтический эксперимент, прагматика художественного текста, Гертруда Стайн, Алексей Крученых.
- Для цитирования:
Швец А.В. Два поэтических парадокса XX века: Гертруда Стайн в диалоге с Алексеем Крученых // Литература двух Америк. 2024. № 16. С. 317–346. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2024-16-317-346
- Список литературы:
Ауэрбах 1976 — Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976.
Бобринская 1998 — Бобринская Е.А. Теория моментального творчества Крученых // Терентьевский сборник / под ред. С.В. Кудрявцева. М.: Гилея, 1998. С. 13–43.
Богомолов 2005 — Богомолов Н.А. «Дыр бул щыл» в контексте эпохи // Новое литературное обозрение. 2005. № 2 (72). C. 172–192.
Венедиктова 2022 — Венедиктова Т.Д. Прагматический поворот — со скрипом // Новое литературное обозрение. 2022. № 6 (178). С. 189–200.
Грыгар 2007 — Грыгар М. Знакотворчество. Семиотика русского авангарда. М.: Академический проект, 2007.
Зенкин 2020 — Зенкин С.Н. Аффективный мимесис в искусстве // Миргород. 2020. Т. 1. № 15. С. 137–152.
Крусанов 1996 — Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932: (Исторический обзор): В 3 т. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. Т. 1: Боевое десятилетие.
Россомахин 2018 — Россомахин А. «О современной живописи» В. Каменского. 2018. https://yarcenter.ru/articles/culture/literature/vasiliy-kamenskiy-poet-aviator-tsirkach-geniy-futurizma/ [дата обращения 01.05.2024].
Сироткин 2006 — Сироткин Н.С. О методологии исследования авангардизма или семиотические отношения авангардизма к действительности // Семиотика и авангард. Антология / ред. Ю.С. Степанов, Н.А. Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. М.: Академический проект, 2006. С. 33–42.
Панова 2001 — Сурова (Панова) О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000 / под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. С. 221–291.
Фарыно 1992 — Фарыно Е. Дешифровка III: транссемиотическая лестница авангарда // Russian Literature. 1992. No. 1. Vol. 32. P. 1–39.
Фещенко 2009 — Фещенко В.В. Лаборатория логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М.: Языки славянских культур, 2009.
Фридлендер 1976 — Фридлендер Г.М. Эрих Ауэрбах и его «Мимесис» // Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. С. 5–22.
Харджиев 1997 — Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: в 2 т. М.: RA, 1997. Т. 1.
Шапир 1995 — Шапир М.И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica. 1995. Т. 2. №. 3–4. С. 135–143.
Швец 2023 — Швец А.В. Красота со взломом: пересоздание текста читателем как коммуникативная стратегия в региональном авангардном дискурсе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2023. № 1. С. 77–85.
Швец 2016 — Швец А.В. Поэзия среди медиа: отвоевание субъективности // Новое литературное обозрение. 2016. № 1 (137). С. 320–327.
Якобсон 1975 — Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм «за» и «против». М.: Прогресc, 1975. С. 193–230.
Янечек 1991 — Янечек Дж. Крученыховский стихотворный триптих «Дыр бул щыл» // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе ХХ века/ под. ред. В.Л. Хазина. Грозный: Чечено-Ингушский гос. ун-т, 1991. С. 35–43