Номер журнала:

№14 2023

УДК / UDK: 821.111(73).0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-119-140

Автор: Клейман Ю.А.
EDN:

https://elibrary.ru/PRIFOR

Об авторе:

Юлия Анатольевна Клейман, кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный институт сценических искусств, ул. Моховая, д. 34, 191028 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9425-0013

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

К моменту невероятно успешной премьеры спектакля «Макбет» (1936) в по- становке Орсона Уэллса в рамках гарлемского «Негро проджект» Федерального театрального проекта, у афроамериканского театра уже была своя, не очень большая, но примечательная история. Однако именно этот спектакль, где все роли играли чернокожие исполнители, а действие было перенесено на Гаити эпохи правления Анри Кристофа, получил колоссальный резонанс и до сих пор остается предметом споров исследователей: свидетельством этого резонанса является, например, появление художественного фильма «Вуду-Макбет» (2021). Критиков тревожило неуважительное отношение к шекспировскому тексту, современных ученых — экзотизация афроамериканского культурного кода. Поводом для дискуссии стала радикальная режиссерская интерпретация, сместившая смысловые акценты с Макбета и леди Макбет на ведьм. Увеличив их роли количественно и качественно, Орсон Уэллс — современник крепнувших тоталитарных режимов — создал спектакль о всепроникающем зле, нивелирующем человеческую личность. Изменив хронотоп шекспировской трагедии и переосмыслив принцип работы с шекспировским наследием, Орсон Уэллс впервые в истории американского театра предложил темнокожим исполнителям играть универсальных персонажей, работать не только с современной, но и с классической драматургией. В статье, привлекающей архивные материалы (в том числе многочисленные фотографии, эскизы костюмов и декораций, режиссерский экземпляр пьесы), рецензии критиков и исследования творчества и биографии Орсона Уэллса и Феде- рального театрального проекта, рассматриваются этапы формирования режиссерского замысла, а также экстравагантного визуального решения спектакля, созданного сценографом Натом Карсоном, проводится подробная реконструкция спектакля.

Ключевые слова: Орсон Уэллс, Шекспир, «Вуду-Макбет», Нат Карсон, Федеральный театральный проект, Джон Хаусман, театр США, Великая депрессия.
Для цитирования:

Клейман Ю.А. Остров тоталитаризма: «Макбет» Орсона Уэллса // Литература двух Америк. 2023. № 14. С. 119–140. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-119-140  

Список литературы:

Богданович, Уэллс 2011 — Богданович П., Уэллс О. Знакомьтесь — Орсон Уэллс. М.: Rosebud Publishing, 2011.

Брук 1976 — Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976.

Котт 2011 — Котт Я. Шекспир — наш современник. СПб: Балтийские сезоны, 2011.

Панова 2015 — Панова О.Ю. «Цветные миры». Американская литература в поисках национальной самобытности. М.: Издательство Московского университета, 2015.

Эппле 2022 — Эппле Н. Неудобное прошлое. М.: Новое литературное обозрение, 2022.