«Истории сестры Руфи, рассказанные ею детям, или Вечера с Джоном Вулменом» (1865): к вопросу о детской литературе «домашнего аболиционизма»
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 821.111.0
- Тип публикации: Научная статья
- DOI:
- Автор: Абдурахманова-Павлова Д.В.
- EDN:
- Об авторе:
Дарья Владимировна Абдурахманова-Павлова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4887-1898
- Аннотация:
Детская литература так называемого «домашнего аболиционизма» является одним из интереснейших и при этом сравнительно малоисследованных пластов антирабовладельческой литературы США. Произведения «домашнего аболиционизма», как правило, создавались женщинами и печатались анонимно или под псевдонимами. Данное направление отличается, с одной стороны, жанровым разнообразием, а с другой — набором характерных особенностей. Одной из этих особенностей является, согласно Деборе Де Роса, наличие в произведениях «домашнего аболиционизма» следующей триады фигур: выступающая против рабства «мать-историк», ребенок-невольник, белый ребенок. Рассказы матери-историка апеллировали к «перемене сердца» белого ребенка-слушателя, пробуждению в нем сочувствия к невольникам, приобщению его к аболиционизму. Настоящая статья посвящена практически не изученному прежде памятнику данного литературно-идеологического направления — полу-анонимному произведению под названием «Истории сестры Руфи, рассказанные ею детям, или Вечера с Джоном Вулменом» (1865). Текст построен как серия вечерних бесед рассказчицы — своего рода «матери-историка», девушки по имени Руфь, с ее младшими сестрами и братом. Герой их бесед, квакерский проповедник Джон Вулмен (1720–1772), известен в американской истории как один из провозвестников аболиционистского движения. Пересказывая детям истории из вулменовского «Дневника» (опубл. в 1774 г.), описывая личную кампанию Вулмена против рабства, сестра Руфь подробно комментирует данный источник. Кроме того, она украшает свое повествование новыми, отсутствующими в «Дневнике» сентиментальными сценами, библейскими и поэтическими аллюзиями. Назидательность, характерная для детской литературы «домашнего аболиционизма», в «Историях» несколько сглаживается многоголосием и непосредственностью откликов слушателей на рассказы Руфи. В свою очередь традиционная для «домашнего аболиционизма» ревизия национальной истории, играя в «Историях» важнейшую роль, свободна от чрезмерной тенденциозности. Опубликованным на исходе Гражданской войны, «Историям сестры Руфи» сообщается не только аболиционистский, но и пацифистский, миротворческий пафос «Дневника» Джона Вулмена.
- Ключевые слова: Джон Вулмен, «Дневник», аболиционизм, квакерство, детская литература, дидактическая литература, история литературы США.
- Для цитирования:
Абдурахманова-Павлова Д.В. «Истории сестры Руфи, рассказанные ею детям, или Вечера с Джоном Вулменом» (1865): к вопросу о детской литературе «домашнего аболиционизма» // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 367 –382. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-367-382.
- Список литературы:
Вулман 1995 — Вулман Дж. Дневник. Ходатайство о бедных / пер. с англ. Т.А. Павловой. М.: Астрея, 1995.
Краснова, Краснов 2012 — Краснова Н.А., Краснов А.Г. Мотивы жития и агиологических жанровых вариантов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2 (3). С. 740 –747.