Номер журнала:

№ 13 2022

УДК / UDK: 821.111.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-207-223 

EDN:

https://elibrary.ru/UFWZFG 

Автор: Половинкина О.И.
Об авторе:

Ольга Ивановна Половинкина, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125047, г. Москва, Россия; старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4135-8861 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье речь идет о значении мюзик-холла для поэмы Т.С. Элиота «Бесплодная земля». Эта форма развлекательного искусства, на первый взгляд, плохо сочетается с глубоким религиозным и философским посылом, которые традиционно усматривают в поэме, однако она привлекает все больше внимания исследователей. Под термином «мюзик-холл» в статье понимается тип театра, который был представлен английским мюзик-холлом, американскими шоу менестрелей, водевилем и музыкальной комедией времен юности Элиота, парижским театром варьете, который он близко узнал в начале 1910-х гг., а также ревю. Для обозначения явления в целом английский мюзик-холл выбран в первую очередь потому, что именно он занимал воображение Элиота в тот период, когда создавалась «Бесплодная земля». В статье описываются мюзик-холльные пристрастия Т.С. Элиота 1910-х — начала 1920-х, анализируются его эссе о мюзик-холле в журналах Dial и Tyro. Автор доказывает, что значение для «Бесплодной земли» мюзик-холль- ной песни не сводится к заимствованию ритма и прочих музыкальных техник. Песни важны не сами по себе, а как часть представления. В качестве яркого свидетельства присутствия мюзик-холла в «Бесплодной земле» рассматривается фрагмент, открывающий первый вариант поэмы. Фрагмент прочитывается под знаком мюзик-холла, начиная с мотива веселой ночки и заканчивая цитатами из мюзик-холльных песен. С этой же точки зрения в статье представлено изначаль- ное заглавие поэмы. Присутствие мюзик-холла в окончательном варианте «Бесплодной земли» показано в связи с персонажами из социальных низов и образом Тиресия. Общий принцип, на котором строится художественное целое в поэме, представлен как воспроизводящий структуру мюзик-холльного представления, автор берет для него у С. Эйзенштейна название «монтаж аттракционов».

Ключевые слова: Т.С. Элиот, «Бесплодная земля», мюзик-холл, «монтаж аттракционов».
Для цитирования:

Половинкина О.И. «Монтаж аттракционов» в «Бесплодной земле» Т.С. Элиота // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 207–223. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-207-223  

Список литературы:

Ушакова 2016 — Ушакова О.М. Денди, хулиган и мистик: школа поэтической игры в «Инвенциях мартовского зайца» Т.С. Элиота // Литература двух Америк. 2016. № 1. С. 50–79.