Номер журнала:

№ 13 2022

УДК / UDK: 821.111.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-148-176 

EDN:

https://elibrary.ru/UTANTC 

Автор: Кобахидзе Т.Д.
Об авторе:

Темур Демнаевич Кобахидзе (1953–2022), доктор филологических наук, профессор, Институт американских исследований, Тбилисский государственный университет им. Ивана Джавахишвили, ул. Чавчавадзе, д. 1, 380028 г. Тбилиси, Грузия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье предпринимается попытка выстроить целостную концепцию мифа и определить его поэтическую функцию в литературе первой половины XX в. Существует огромное количество подходов к изучению мифа как бессознательного символа, но литературным феноменом миф становится лишь тогда, когда он целенаправленно используется автором как часть его творческого замысла. Ремифологизация или сознательное возвращение литерату- ры к первоистокам в произведениях У.Б. Йейтса, Т.С. Элиота, Дж. Джойса и др. составляет часть поэтического новаторства целой литературной эпохи. В статье кратко прослеживается история ремифологизации, и особняком в ней фигурирует имя Т.С. Элиота, который впервые констатирует и фиксирует новое отношение к мифу («“Улисс”, порядок и миф», 1923). Миф, по Элиоту, не является объективно-бессознательным «двигателем» творческой фантазии писателя, а мыслится как поэтическая категория, как средство воссоздания эстетической упо- рядоченности произведения из хаоса окружающей действительности. Сознательное мифологизирование обусловлено и необходимостью синтеза нескольких разнородных образных структур в рамках единого художественного целого. Наличие мифа в произведении читатель постигает через ассоциирование образной структуры с внетекстовыми образами и сюжетами, тем самым выполняя замысел автора. В статье на примере «Четырех квартетов» Т.С. Элиота и «Колеса» У.Б. Йейтса показано, как суггестивность праобразов и архетипов, разнообразие читательских ассоциаций способствует вневременному восприятию текста (чтение не длится во времени, оно предельно обобщено, циклично, целостно). Все поэтические средства ремифологизации направлены на такое синхронное восприятие художественного времени и пространства произведения, которое приобретает мифологически-универсальный характер, становится художественной моделью мироздания.

Ключевые слова: миф, ремифологизация, универсальные символы, архетипы, Т.С. Элиот, «Четыре квартета», У.Б. Йейтс, мифопоэтическая структура.
Для цитирования:

Кобахидзе Т.Д. Миф и европейское поэтическое мышление 1920–1940-х гг. (к уяснению методологической позиции) // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 148–176. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-148-176

Список литературы:

Аверинцев 1973 — Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1973. № 3. C. 113–143.

Вейман 1975 — Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975.

Зарубежная эстетика 1987 — Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. Г.К. Косикова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.

Каралашвили 1980 — Каралашвили Р. Проблемы Творчества Германа Гессе. Тбилиси: ТГУ, 1980.

Козлов 1984 — Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. М.: Высшая школа, 1984.

Леви-Стросс 1972 — Леви-Стросс К. Из книги «Мифологичные. I. Сырое и вареное» // Семиотика и искусствометрия / ред. Ю.М. Лотман, В.М. Петров. М.: Мир, 1972. С. 25–49.

Лосев 1969 — Лосев А.Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем // Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1969. Вып. 8. С. 67–196.

Лотман 1970 — Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

Мелетинский 1976 — Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

Топоров 1973 — Топоров В.Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического мышления («Преступление и наказание») // Проблемы поэтики и истории литературы. Сб. ст. Саранск: Мордовский гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 1973. С. 91–109.