Номер журнала:

№12 2022

УДК / UDK: 82-1
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-12-158-174

EDN:

https://elibrary.ru/TWWZKK

Автор: Венедиктова Т.Д.
Об авторе:

Татьяна Дмитриевна Венедиктова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей теории словесности (теории дискурса и коммуникации), филологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1003-4338

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

На примере произведений А. Блока (1880–1921) и У. Стивенса (1879 –1955) рубежа 1910 –1920-х гг. («Двенадцать», «Снежный человек» и др.) исследуется природа эстетического радикализма как характерного свойства модернистской культуры. Поэтическое воображение, по словам Стивенса, всегда располагается «у края эпохи» — конца одной и начала другой: поэзия обращается к читателю из разрыва между тем, чего уже нет, и тем, чего еще нет. Оба поэта испытывают влечение к радикальным идеологиям своего времени, их способности рождать и распространять героический миф. Героическое визионерство предполагает позу «воинственного противостояния» (Р.У. Эмерсон), которое подразумевает и стимул вообра- жению, и его редукцию. Образ современной героики в поэзии Блока и Стивенса, ассоциируется метафорически с парадоксальным — возбуждающим и мертвящим — воздействием холода. Рискованный прорыв к «абсолютной» реальности мыслится как результат абстрагирования от привычных контекстов и проявлений субъективности: у Блока он ассоциируется с чуткостью к музыке бытия, заглушаемой шумами времени, у Стивенса — с пронзительным видением «вещей как они есть». Доверие к возможности такого прорыва при осознании его невозможности — характерный парадокс модернистской культуры. Он становится наглядным при сравнении далеких друг от друга вариантов поэтического творчества.

Ключевые слова: Александр Блок, Уоллес Стивенс, модернизм, радикализм, метафора, эстетика и политика.
Для цитирования:

Венедиктова Т.Д. К природе эстетического радикализма: Александр Блок и Уоллес Стивенс // Литература двух Америк. 2022. № 12. С. 158–174. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-12-158-174 

Список литературы:

Блок 1963 — Блок А.А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1963. Т. 8: Письма. 1898 –1921. 171 с.

Блок 1982 — Блок А.А. Собр. соч.: в 6 т. Л.: Худож. лит., 1982. Т. 4: Очерки. Статьи. Речи. 1905 –1921. 462 с.

Блок без глянца 2008 — Блок без глянца / сост. П. Фокин, С. Поляков. СПб.: Амфора, 2008. 432 с.

Кант 1964 — Кант И. Собр. соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.

Рансьер 2007 — Рансьер, Ж. Разделение чувственного. Эстетика и политика // Разделяя чувственное. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в СПб., 2007. С. 9 –46.

Серж 2001 — Серж В. От революции к тоталитаризму. Воспоминания революционера / пер. Ю.В. Гусевой, В.А. Бабинцева. Оренбург: Оренбургская книга, 2001. 687 c.

Стивенс 2017 — Стивенс У. Фисгармония. М.: Наука, 2017. 396 с.

Шкловский 2002 — Шкловский В. «Еще ничего не кончилось...». М.: Вагриус, 2002. 462 с.