Номер журнала:

№1 2016

УДК / UDK: 82-821
Автор: Ушакова О.М.
Об авторе:

Ольга Михайловна Ушакова (Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; профессор, доктор филол. наук)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена анализу некоторых аспектов раннего творчества Т. С. Элиота (1888–1965). Объектом исследования является поэтический сборник «Инвенции мартовского зайца» (1909–1917). «Инвенции мартовского зайца» рассма- триваются как творческая лаборатория начинающего американского поэта, собрание текстов, включающее первоэлементы всех основных тем и образов последующего поэтического и драматургического творчества, комментарий, способствующий более глубокому пониманию зрелых произведений Элиота. В работе исследуется история создания сборника, культурно-исторический и биографический контексты, поэтика названия, композиция, ключевые образы и темы, категории «музыкальности» и «танцевальности» и т.п. Особое внимание уделяется анализу трех центральных образов-масок: «лунный Пьеро» («Клоунская сюита» и др.), «король-забияка» («Стихи о Коломбо и Боло»), «пылающий танцор» («Подавленный комплекс», «Пылающий танцор»). Они отражают три важные ипостаси личности молодого поэта — «денди», «хулигана» и «мистика» и указывают на соотнесенность его поэзии с тремя литературными традициями — французским символизмом, английской литературой нонсенса и творчеством Данте.

Ключевые слова: Т.С. Элиот, «Инвенции мартовского зайца», инвенции, Мартовский заяц, модернизм, французский символизм, дендизм, Пьеро, нонсенс, обсценная поэзия, мистицизм, танец, русский балет, Данте.
Список литературы:

[Акройд 2012] – Акройд П. Чосер. Биография / Пер. с англ. Е. Осеневой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012.

Akroyd P. Chaucer. Biografija, transl. E. Oseneva. M oscow: KoLibri, Azbuka-Attikus Publ., 2012.

[Браудо 1979] — Браудо И.А. От редактора-составителя // И.С. Бах. Полифоническая тетрадь для фортепиано (Издание 3-е). Л.: Изд-во «Музыка», 1979. С. 3–6.

Braudo I.A. „Ot redaktora-sostavitelja“. I.S. Baсh. Polifonicheskaja tetrad’ dlja fortepiano (Izdanie 3-e). Leningrad: Muzyka Publ., 1979, pp. 3–6.

[Валери 1976] – Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976.

Valeri P. Ob iskusstve. Moscow: Iskusstvo Publ., 1976.

[Верлен 2011] – Верлен П. Романсы без слов: Поэзия и проза. М.: Книжный Клуб Книговек, 2011.

Verlen P. Romansy bez slov: Pojezija i proza. Moscow: Knizhnyj Klub Knigovek Publ., 2011.

[Жарри 1990] – Жарри А. Король Юбю. Драма в пяти действиях/ Пер. с фр. Л. Беринского // Кодры. Молдова литературная. 1990. № 10. С. 157–190.

Zharri A. „Korol’ Jubju. Drama v pjati dejstvijah“, transl. L. Berinskiy. Kodry. Moldova literaturnaja. 1990. No 10, pp. 157–190.

[Кришталюк 2004] – Кришталюк О.А. Художественные функции культурных парадигм в «Лунном Пьеро» А. Шенберга. Дисс… кандидата искусствоведения. М., 2004.

Krishtaljuk O.A. Hudozhestvennye funkcii kulturnyh paradigm v «Lunnom Pero» A. ShenbergaDiss…. kandidata iskusstvovedenija. Moscow, 2004.

[Кэрролл 2016] — Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье. Пища для ума. М.: Изд-во «Э», 2016.

Kerroll L. Alisa v Strane chudes i v Zazerkal’e. Pishha dlja uma. Moscow: «E» Publ., 2016.

[Лифарь 1993] – Лифарь С.М. Дягилев. СПб.: Композитор, 1993.

Lifar’ S.M. Djagilev. Saint Petersburg: Kompozitor Publ., 1993.

[Майкапар 2007] – Майкапар А. Инвенции и симфонии // Искусство. 2007. № 16. – URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200701608.

Majkapar A. “Invencii i simfonii”. Iskusstvo. 2007. No 16. Online at http://art.1september.ru/article.php?ID=200701608.

Музыкальная энциклопедия. — http://www.music-dic.ru/html-music-enc/i/3233.html.

Muzykal’naja jenciklopedija http://www.music-dic.ru/html-music-enc/i/3233.html

[Половинкина 2011] – Половинкина О.И. Метафизический стиль в истории американской поэзии. Владимир: Изд-во ВГГУ, 2011.

Polovinkina O.I. Metafizicheskij stil’ v istorii amerikanskoj pojezii. Vladimir: VGGU Publ., 2011.

[Половинкина 2013] – Половинкина О. И. «Мукa и Мyка»: Дж. Альфред Пруфрок, «бледный Пьеро» и основы современного бытия // Вопросы литературы. 2013. № 5. С. 9–46.

Polovinkina O.I. “ ‘Muká i Muka’: Dzh. Al’fred Prufrok, ‘blednyj P’ero’ i osnovy sovremennogo bytija”. Voprosy literatury. 2013. No 5, pp. 9–46.

[Половинкина 2004] – Половинкина О. И. Феномен поэта-критика (Лекции о метафизической поэзии Т.С. Элиота) // Вопросы литературы. 2004. № 4. С. 79–100.

Polovinkina O. I. “Fenomen pojeta-kritika (Lekcii o metafizicheskoj pojezii T.S. Eliota)”. Voprosy literatury. 2004. No 4, pp. 79–100.

[Полуяхтов 2012] – Полуяхтов И.Б. Комментарий // Элиот Т.С. Поэзия и драма. М.: ИП Галин И.В., 2012. С. 335–492.

Polujahtov I.B. „Kommentarij“. Eliot T.S. Pojezija i drama. Moscow: IP Galin I.V. Publ., 2012, pp. 335–492.

[Поэзия французского символизма 1993] — Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора/ Под. ред. Г.К. Косикова. М.: МГУ, 1993.

Pojezija francuzskogo simvolizma. Lotreamon. Pesni Mal’dorora, ed. G.K. Kosikov. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta Publ., 1993.

[Пробштейн 2014] – Пробштейн Я. Томас Стернз Элиот. Стихотворения 1910–1916. Вступ. ст., пер. // Новые облака. Электронный журнал литературы, искусства и жизни. 2014. № 3-4. – http://www.oblaka.ee/%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/3-4-2014-30-10-2014/.

Probshtejn Ja. “Tomas Sternz Eliot. Stihotvorenija 1910–1916. Vstupitel’naja stat’ja, perevody”. Novye oblaka. Jelektronnyj zhurnal literatury, iskusstva i zhizni. 2014. No 3–4. Online at http:// www.oblaka.ee/%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/3-4-2014-30-10-2014.

[Стравинский 1971] – Стравинский И. Ф. Диалоги. Л.: Музыка, 1971.

Stravinskij I. F. Dialogi. Leningrad; Muzyka Publ., 1971.

[Толмачев 2014] – Толмачев В.М. Т.С. Элиот, поэт «Бесплодной земли» // Элиот Т.С. Бесплодная земля. М.: Ладомир; Наука, 2014. С. 273–378.

Tolmachov V.M. ‘T.S. Eliot, pojet ‘Besplodnoj zemli’ “. Eliot T.S. Besplodnaja zemlja. Moscow: Ladomir; Nauka Publ., 2014, pp. 273–378.

[Ушакова 2001] – Ушакова О.М. Миф о Прокне и Филомеле в поэзии Т.С. Элиота // Известия Уральского государственного университета. Сер. «Проблемы образования, науки и культуры». 2001. № 21. Выпуск 11. С. 17–33.

Ushakova O.M. “Mif o Prokne i Filomele v pojezii T.S. Eliota”. Izvestija Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija “Problemy obrazovanija, nauki i kul’tury”. 2001. No 21. Vypusk 11, pp. 17–33.

[Ушакова 2007] – Ушакова О.М. Танец как эстетическая категория в критике и поэзии Т.С. Элиота // Мировая литература в контексте культуры. Пермь: Перм. ун-т, 2007. С. 159–163.

Ushakova O.M. “Tanec kak jesteticheskaja kategorija v kritike i pojezii T.S. Eliota”. Mirovaja literatura v kontekste kul’tury. Perm’: Perm. Un-t Publ., 2007, pp. 159–163.

[Ушакова 2005] – Ушакова О.М. Т.С. Элиот и европейская культурная традиция. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005.

Ushakova O.M. T.S. Eliot i evropejskaja kulturnaja tradicija. Tjumen’: Izd-vo Tjumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta Publ., 2005.

[Франкфурт 2008] – Франкфурт Г.Г. К вопросу о брехне / Пер. с англ. М. Ослона; ред. Г. Павловского, И. Чечель. М.: Изд-во «Европа», 2008.

Frankfurt G.G. K voprosu o brehne, transl. M. Oslon, ed. G. Pavlovskiy, I. Chechel’. Moscow: Evropa Publ., 2008.

[Шиффер 2011] – Шиффер Д.С. Философия дендизма. Эстетика души и тела (Кьеркегор, Уайльд, Ницше, Бодлер)/ Пер. с фр. Б.М. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2011.

Shiffer D.S. Filosofija dendizma. Jestetika dushi i tela (K’erkegor, Uajl’d, Nicshe, Bodler), transl. B.M. Skuratov. Moscow: Izd-vo Gumanitarnoj Literatury Publ., 2011.

[Элиот 1971] – Элиот Т.С. Бесплодная земля. Избранные стихотворения и поэмы / Пер. с англ. А. Сергеева. М.: Прогресс, 1971.

Eliot T.S. Besplodnaja zemlja. Izbrannye stihotvorenija i pojemy, transl. A. Sergeev. Moscow: Progress Publ., 1971.

[Элиот 2004] – Элиот Т.С. Избранное. Т. I–II. Религия, культура, литература. М.: РОССПЭН, 2004.

Eliot T.S. Izbrannoe. V. I–II. Religija, kul’tura, literatura. Moscow: ROSSPEN Publ., 2004.

[Элиот 2005] – Элиот Т.С. Кошачий справочник Старого Опоссума / Пер. с англ. С. Сапожникова. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2005.

Eliot T.S. Koshachij spravochnik Starogo Opossuma, transl. S. Sapozhnikov. Saint Petersburg: Izdvo Politehn. Un-ta Publ., 2005.

[Ackroyd 1984] – Ackroyd P. T.S. Eliot. A Life. New York: Simon and Schuster, 1984.

[After Vuitton and Margiela] – After Vuitton and Margiela, Designer Paul Helbers Breaks Out on His Own. Online at http://www.out.com/fashion/2016/8/19/after-vuitton-and-margiela-paul-helbers-ourfall-style-breakout

[Approaches to Teaching 1988] — Approaches to Teaching Eliot’s Poetry and Plays. New York: The Modern Language Association, 1988.

[Eliot 1980] – Eliot T.S. The Complete Poems and Plays. 1909–1950. New York; San Diego; London: Harcourt Brace and Company, 1980.

[Eliot 1997] – Eliot T. S. Inventions of the March Hare: Poems 1909–1917. New York; San Diego; London: Harcourt Brace & Company, 1997.

[Eliot 1996] – Eliot T.S. The Varieties of Metaphysical Poetry. San Diego; New York; London: A Harvest Book, 1996.

[Eliot 1988] – Eliot T.S. The Letters of T.S. Eliot. Vol. 1 (1898-1922). New York; San Diego; London: Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1988.

[Forsyth 2012] – Forsyth M. “Bull, Bullshit and T.S. Eliot. Inky Fool. 2012. 12 August. Online at http://blog.inkyfool.com/2012/08/bull-bullshit-and-ts-eliot.html.

[Hargrove 2010] – Hargrove N.D. T.S. Eliot’s Parisian Year. Gainesville (FL): University Press of Florida, 2010.

[Jenkins 1997] – Jenkins N. “More American Than We Knew”. New York Times. 1997. April 20. Online at http://www.nytimes.com/books/97/04/20/reviews/970420.20jenkint.html.

[Medcalf 1994] – Medcalf S. “T.S. Eliot’s Punk Poems: Sweeney and the Quatrains”. Eliot T. S. at the Turn of the Century, ed. by M. Thormahlen. Lund: Lund University Press, 1994.

[Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary 1993, p. 151] – Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary. (Tenth Edition). Springfield (MS): Merriam-Webster Inc., 1993.

[Ottoline at Garsington 1975] – Ottoline at Garsington. Memoirs of Lady Ottoline Morrell. 1915–1918. New York: Alfred A. Knopf, 1975.

[Pound 1914] – Pound E.L.”Vortex”. BLAST. 1914. No 1, pp.153-154.

[Schuchard 1999] – Schuchard R. Eliot’s Dark Angel. Intersections of Life and Art. New York; Oxford: Oxford University Press, 1999.

[Sewell 1962] – Sewell E. “Lewis Carroll and T.S. Eliot as Nonsense Poets”. Eliot T.S. A Collection of Critical Essays, ed. by H. Kenner. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall Inc., 1962.

[Seymour-Jones 2002] – Seymour-Jones C. Painted Shadow. New York; London; Toronto; Sydney; Auckland: Nan A. Talese; Doubleday, 2002.

[Smith 1967] – Smith G. T.S. Eliot’s Poetry and Plays. A Study in Sources and Meaning. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1967.

[Southam 1994] – Southam B. C. A Guide to the Selected Poems of T. S. Eliot. San Diego; New York; London: A Harvest Original Harcourt Brace & Company, 1994.

[Symons 1958] – Symons A. The Symbolist Movement in Literature. New York: E.P. Dutton and Co., Inc., 1958.

[Thormahlen 1984] – Thormahlen M. Eliot’s Animals. Lund: CWK Gleerup, 1984.

Topsy-Turvy World. English Humour in Verse. Moscow: Progress Publishers, 1978.