Номер журнала:

№2 2017

УДК / UDK: 82.3
DOI:

https://www.doi.org/10.22455/2541-7894-2017-2-386-412

Автор: Стеценко Е.А.
Об авторе:

Екатерина Александровна Стеценко (доктор филол. наук; главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Москва, Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассматривается специфика концепта детскости в литературе США, где обращение к теме детства, к образам детей и подростков и ведение повествования с их точки зрения имеет глубокий философский, этический и эстетический смысл. Одной из причин постановки сложных бытийных проблем в контексте детского мировосприятия является заметное подобие онтогенеза (развития индивида) и филогенеза (развития общества). Поэтому концепт детскости может присутствовать не только в детской, но и во взрослой литературе, в которой он служит знаком естественности и нравственного здоровья, но также может свидетельствовать об инфантилизме, безответственности или сползании к архаике. В культуре США концепт детскости занимает особое положение, поскольку американская нация развивалась специфическим образом — она пережила свое «младенчество» (колониальную предысторию) на излете Ренессанса, а ее «юность» пришлась на достаточно зрелую в истории Старого Света эпоху Просвещения. Молодой социум, насчитывающий немногим более двух сотен лет, на протяжении всей своей истории сохранял черты юношеского мировоззрения. Категория детскости присутствует во всей национальной литературе. К ней обращались многие писатели, в том числе Г. Мелвилл, М. Твен, Г. Адамс, Дж. Лондон, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Сэлинджер и К. Воннегут. В настоящей статье материалом анализа стали произведения М. Твена, У. Фолкнера, Дж. Сэлинджера, К. Маккарти и К. Воннегута. В эпоху постмодерна традиция изображения детства, ранее зиждившаяся на просветительском мировоззрении, претерпела изменения и наполнилась новыми смыслами, утратив безусловно позитивные коннотации. Как константа американского характера и как гибкая эстетическая категория «детскость» осталась одной из доминант художественного мира американской литературы, став ярким выражением национального типа культуры.

Ключевые слова: детскость, американская литература, филогенез, онтогенез, инфантилизм, подростковая психология, точка зрения повествователя.