Номер журнала:

№2 2017

УДК / UDK: 82-821
DOI:

https://www.doi.org/10.22455/2541-7894-2017-2-117-133

Автор: Венедиктова Т.Д.
Об авторе:

Татьяна Дмитриевна Венедиктова (д.ф.н.; профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

«Ворон» Э.А. По и анализ этого стихотворения в эссе «Философия творчества» рассматриваются как диптих, образец сложной игры с читателем. Для По-теоретика поэзия и проза разноприродны, «как масло и вода», однако их игровое сближение дает на практике результат эстетически и эвристически ценный. В статье «Язык в действии» (1949) Р.О. Якобсон реализует сходную стратегию: анализируя стихотворение вкупе с эссе, он выступает как идеальный читатель По. Предпринимаемая им «исследовательская вылазка в самое сердце речевой коммуникации» позволяет раскрыть парадоксальную природу коммуникации литературной — как процесса смыслосозидания, в котором доверие уравновешено недоверием, а самоотрицание — повтором и возобновлением контакта.

Ключевые слова: эстетический опыт, коммуникация, игра, роль читателя, функциональный анализ поэтической формы, Э.А. По, Р.O. Якобсон.