Номер журнала:

№4 2018

УДК / UDK: 82(091)
DOI:

https://www.doi.org/10.22455/2541-7894-2018-4-148-162

Автор: Мороз Н.А.
Об авторе:

Нина Анатольевна Мороз (кандидат филол. наук, преподаватель, Московский государственный университет М. В. Ломоносова) nina.a.moroz@gmail. com

Аннотация:

Статья посвящена единственному детскому произведению У. Фолкнера – повести «Дерево желаний» (“The Wishing Tree”), написанной в 1927 году для будущей приемной дочери Виктории Франклин. Повесть была опубликована в 1967 г. и представляет интерес как сама по себе, так и в контексте творчества Фолкнера второй половины 1920-х годов, тем более что детские образы зачастую оказываются на пересечении главных силовых линий фолкнеровских романов. Фолкнер учитывает конвенции детской литературы и вводит в повесть дидактические элементы. При этом «Дерево желаний» предваряет главное фолкнеровское произведение 1920-х годов – роман «Шум и ярость», предлагая «детские» вариации модернистских мотивов относительности времени и памяти; здесь же можно обнаружить и элементы зарождающегося «южного мифа». Кроме того, Фолкнер сближает интуитивное детское мышление и мышление взрослого «примитива». В произведении, предназначенном для ребенка, Фолкнер экспериментирует с детской речью и остранением, расширяя возможности модернистского письма. При этом Фолкнер помещает действие своей детской повести в аллегорико-фантастическое пространство. Приключения детей разворачиваются в мире вербализованных желаний, оживающих слов. «Дерево желаний» отсылает не только к «Алисе в стране чудес», но и к драмам М. Метерлинка и популярным в первые десятилетия ХХ века романам Дж. Б. Кейбелла. Особый интерес представляют переклички между детской повестью Фолкнера и другим его полузабытым произведением середины 1920-х гг. – повестью «Майский день» (“Mayday”, 1926).

Ключевые слова: Уильям Фолкнер, детская литература, детское сознание, модернизм, фантастическое, аллегория, дидактизм.
Список литературы:

Фолкнер в Вест-Пойнте (1962) / Пер. В. Олейника // Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. C. 366–402.

Фолкнер в Виргинском университете (беседы со студентами и преподавателями) (1957–58) / Пер. Ю. Палиевской // Фолкнер У. Статьи, речи, интервью, письма. М.: Радуга, 1985. C. 245–361.

Фолкнер У. Дерево, которое исполняет желания / Пер. с англ. И. Павлычевой. СПб.: Лицей, 2001.

Фолкнер У. Шум и ярость / Пер. с англ. О. Сороки // Фолкнер У. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1985.

Франциск Ассизский. Гимн брату Солнцу / Пер. М. Шагинян // Цветочки святого Франциска Ассизского; Первое житие святого Франциска. СПб.: Амфора, 2000. С. 335–336.

Brodsky, L.D. William Faulkner, Life Glimpses. Austin, TX: University of Texas Press, 1990.

Cabell, J.B. Jurgen, A Comedy of Justice. Online at http://www.gutenberg.org/cache/epub/8771/pg8771-images.html

Ditsky, J. “William Faulkner's ‘The Wishing Tree’: Maturity's First Draft.” The Lion and the Unicorn 2:1 (1978): 55–64.

Faulkner, W. “The Kid Learns (May 31, 1925).” In Faulkner W. New Orleans Sketches. Jackson: University Press of Mississippi, 2009: 86–91.

Faulkner, W. Mayday, introd. by Carvel Collins. London; Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1977.

Faulkner, W. The Wishing Tree, ill. by Don Bolognese. New York: Random House, 1967.

Fergusson, J. Faulkner’s Short Fiction. Knoxville, TN: University of Tennessee Press, 1991.

Fulton, L. W. “William Faulkner's Southern Knights: ‘Sir Gawain and the Green Knight’, Sir Galwyn of Arthgyl, and Gavin Stevens.” Modern Philology 103:3 (2006): 358–384.

Godwin, H. “‘Who Are You?’: Modernism, Childhood, and Historical Consciousness in Faulkner’s ‘The Wishing Tree’.” Faulkner and History (Faulkner and Yoknapatawpha, 2014), ed. by Jay Watson, James G. Thomas, Jr. Jackson: University Press of Mississippi, 2017: 122–133.

Prickett, S. Victorian Fantasy. Waco (TX): Baylor University Press, 2005.

Salda, M.N. “William Faulkner's Arthurian Tale: ‘Mayday’.” Arthuriana 4:4 (Winter 1994): 348–375.

Selected Letters of William Faulkner, ed. by Joseph Blotner. New York: Random House, 1976.

Westman, K. “Beyond Periodization: Children's Literature, Genre, and Remediating Literary History.” Children’s Literature Association Quaterly 32:4 (Winter 2007): 283–286.