Номер журнала:

№5 2018

УДК / UDK: 82(092)
DOI:

10.22455/2541-7894-2018-5-102-115

Автор: Высоцкая Н.А.
Об авторе:

Наталья Александровна Высоцкая (профессор, доктор филол. наук, Киевский национальный лингвистический университет, Украина)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.   

Аннотация:

В статье рассматриваются различные модусы функционирования кинематографического кода в романе выдающегося (афро)американского писателя Ральфа Эллисона «19 июня», изданном посмертно в 1999 г. и под- готовленном к печати его литературным душеприказчиком, проф. Джоном Каллаханом. Текст представляет собой часть рукописи незавершенного второго крупного произведения Эллисона. Идейным стержнем романа, находящем выражение в его сюжете, образной системе и повествовательных стратегиях, представляется убежденность автора в том, что в США судьбы черной и белой рас неразрывно переплетены (именно это и обусловливает уникальность американской культуры). Утверждению этого центрального тезиса служит, в частности, активное обращение писателя к кинематографическому дискурсу. Кинокод функционирует в произведении на нескольких текстуальных уровнях. На уровне тематики и сюжетики он оправдан краткой кинематографической карьерой одного из двух центральных персонажей – Блисса, будущего видного политика, в обеих ипостасях которого задействованы манипуляционные практики. В ходе анализа этого нарративного пласта сопоставлены две формы «низовой» культуры – негритянская церковная служба и ранний американский кинематограф, причем пункты сходства и различия между ними намечены на основе идей В. Беньямина и теорети- ков киноискусства (С. Эйзенштейн, Ю. Тынянов, В. Шкловский, Ю. Лотман, В. Скуратовский). Вербально перекодированные технические приемы кинематографа (монтаж, движение камеры, смена планов и точек зрения), в свою очередь, широко использованы на уровне повествовательной и пространственно-временной организации текста, что обусловлено как его содержательной стороной, так и общемодернистской направленностью творчества афро-американского автора. Поэтика прозы Эллисона коррелирует с переходом к «пространственной форме» (Дж. Фрэнк) в литературе модернизма. На символическом уровне кинодискурс служит медиатором между «белизной», «чернотой» и «властью» в процессе конструирования модели взаимоотношений между ними.

Ключевые слова: Ральф Эллисон, «19 июня», кинематографический код, ритуал, фильм, монтаж, трансмедиальность, «пространственная форма»