Номер журнала:

№ 10 2021

УДК / UDK: 821.111
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-163-206

Автор: Гудков М.М.
Об авторе:

Максим Михайлович Гудков, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7–9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3956-4981

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье предпринимается попытка представить рецепцию драматургии крупнейшего американского писателя Т. Уильямса в советской критике 1940–1960-х гг., показать динамику изменения мнений и оценок ее отечественными литературоведами и театроведами. В позднесталинские годы советские исследователи (М.М. Морозов, В.Я. Голант, А.А. Елистратова, В.М. Гаевский) менее всего занимались литературоведческим анализом его пьес, рассматривая их исключительно сквозь призму идеологии и политической конъюнктуры. Критические суждения сводились к череде оскорбительных комментариев и доказательству заведомой ущербности идеологически чуждого драматурга. В период «оттепели» идеологизированная, клишированная критика, определяющая талант писателя только по принципу его принадлежности к «своим» и «чужим», если и не потеряла своей актуальности, то смягчилась. Появились статьи, авторы которых ставили целью разобраться в своеобразии творческого метода драматурга (Г.П. Злобин, М.О. Мендельсон, Р.Д. Орлова, В.А. Неделин). Анализ рецепции творчества Уильямса советской критикой в 1940–1960-х гг. позволяет утверждать, что признание таланта заокеанского драматурга или, наоборот, инвективы в его адрес были напрямую связаны с общественно-политической ситуацией в СССР и США. Стоило хотя бы немного ослабеть жесткому идеологическому давлению государственной машины, как советские критики начинали руководствоваться критериями объективности и литературного вкуса. В конце исследования дается приложение — библиографический указатель советских критических статей о Т. Уильямсе (1947–1969 гг.), представляющий собой попытку создания полного библиографического указателя советских критических статей о творчестве Т. Уильямса в 1940–60-е гг.

Ключевые слова: Т. Уильямс, американская драматургия, советская критика, холодная война, советско-американские культурные связи.
Для цитирования:

Гудков М.М. Теннесси Уильямс в советской критике 1940–1960-х годов // Литература двух Америк. 2021. № 10. С. 163–206.
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-163-206

Список литературы:

Английские и американские пьесы 1946 — Английские и американские пьесы в одном действии / пер. Льва Шифферса. М.; Л.: Искусство, 1946. 135 с.

Власть и художественная интеллигенция 1999 — Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917 –1953 гг. М.: Междунар. фонд «Демократия», 1999. 872 с.

Гончар 2018 — Гончар Н.А. К публикации статьи Р.Д. Орловой «Драматургия Сарояна» // Вестник Ереванского университета. Сер.: Русская филология. 2018. № 2. С. 42 –51.

Гудков 2021 — Гудков М.М. Первый советский «Трамвай “Желание”» // Современная драматургия. 2021. № 1. С. 237 –246.

Гудкова 2009 — Гудкова В.В. «Многих этим воздухом и просквозило...»: антиамериканские мотивы в советской драматургии (1946 –1954) // Новое литературное обозрение. 2009. № 1 (95). С. 187 –216.

Гудкова 2008 — Гудкова В.В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х — начала 1930-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 453 с.

Джигарханян, Дубровский 2002 — Джигарханян А.Б., Дубровский В.Я. Я одинокий клоун. М.: АСТ-Пресс Книга, 2002. 331 с.

Жидков 1995 — Жидков В.С. Культурная политика и театр. М.: Изд-во лит. по атом. технике, 1995. 320 с.

Злобин 1965 —Злобин Г.П. Отчаяние и страсти Теннесси Уильямса // Злобин Г.П. Современная драматургия США (Критический очерк послевоенного двадцатилетия). М.: Высш. школа, 1965. С. 53 –64.

Злобин 1968 — Злобин Г.П. Современная драматургия США (Критический очерк послевоенного двадцатилетия). Изд. 2-е, доп. М.: Высш. школа, 1968. 148 с.

Злобин 1972 — Злобин Г.П. Уильямс, Теннесси // Краткая литературная энциклопедия: в 7 т. / гл. ред. А.А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1972. Т. 7. Стб. 747 –748.

Злобин 1967 — Злобин Г.П. Уильямс, Теннесси // Театральная энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. П.А. Марков. М.: Сов. энцикл., 1967. Т. 5. Стб. 326 –327.

Лапенков 2018 — Лапенков Д.С. Американская драматургия ХХ века: творчество Теннесси Уильямса. Орск: Изд-во Орского гум.-технолог. ин-та, 2018. 223 с.

Морозов 1947 — Морозов М.М. Зарубежная пьеса на советской сцене // Советский театр. К тридцатилетию Советского государства. М.: Всерос. театр. о-во, 1947. С. 309 –340.

Неделин 1967 — Неделин В.А. Дорога жизни в драматургии Теннесcи Уильямса // Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и еще девять пьес. М.: Искусство, 1967. С. 676 –722.

Орлова 1964 — Орлова Р.Д. Ад и Орфей // Орлова Р.Д. Потомки Гекльберри Финна (Очерки современной американской литературы). М.: Сов. писатель, 1964. С. 258 –265.

Орлова 2021 — Орлова Р. Мосты (русско-американские литературные связи) / вступ. ст., публ. и коммент. В.Н. Абросимовой // Науч.-образоват. центр «Эрудит»: [сетевое издание]. М., 2021. URL: http://erudyt.ru/library/doc/449.html (дата публикации: 27.02.2021).

Симонов 1953 —Симонов К.М. Драматургия, театр и жизнь // Идейность и мастерство: сб. ст. советских писателей о драматургии, 1945 –1953. М.: Искусство, 1953. С. 26 –33.

Смелянский 1989 — Смелянский А.М. Профессия — артист // Станиславский К.С. Собр. соч.: в 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2: Работа актера над собой. Ч. 1. С. 5 –38.

Соловьева 1998 — Соловьева И.Н. «Зеленая улица» // Московский Художественный театр. Сто лет: в 2 т. М.: Моск. Худож. театр, 1998. Т. 1: Спектакли и сценография. С. 172 –174.

Соловьева 1966 — Соловьева И.Н. Спектакль идет сегодня. М.: Искусство, 1966. 184 с.

Сталин и космополитизм 2005 — Сталин и космополитизм: документы Агитпропа ЦК КПСС. 1945 –1953 / сост. Д.Г. Наджафов, З.С. Белоусова. М.: Междунар. фонд «Демократия»; Материк, 2005. 768 с.

Уильямс 2001 — Уильямс Т. Мемуары / пер. с англ. А. Чеботаря. М.: Авантитул; Олма-Пресс, 2001. 352 с.

Уильямс 1960 — Уильямс Т. Орфей спускается в ад / пер. Ю.А. Осноса // Иностранная литература. 1960. № 7. С. 54 –106.

Уильямс 1961 — Уильямс Т. Орфей спускается в ад (Певец и ночь) / пер. Ю.А. Осноса. М.: ВУОАП, 1961. 106 с.

Уильямс 1967 — Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и еще девять пьес. М.: Искусство, 1967. 723 с.

Ходунова 1975 — [Ходунова Е.М.] Зарубежная драматургия на советской сцене в сезонах 1972 –1973 и 1973 –1974 гг.: обзорная информация. М.: Гос. б-ка им. В.И. Ленина, 1975. 43 с.

Черкасский 2016 — Черкасский С.Д. Мастерство актера: Станиславский — Болеславский — Страсберг: История. Теория. Практика. СПб.: РГИСИ, 2016. 814 с.