Номер журнала:

№ 9 2020

УДК / UDK: 82(091)
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-9-261-282

Автор: Огнева Е.В.
Об авторе:

Елена Владимировна Огнева (кандидат филол. наук, ведущий научный сотрудник, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Cтатья посвящена исследованию генезиса типа «сильной женщины» в латиноамериканской прозе. В ней показывается, что этот тип, традиционно ассоциирующийся с современным романом, появляется в литературе континента еще в XIX веке. Проведенный анализ женских образов, созданных в культовых романах ведущих латиноамериканских писателей (аргентинца Хосе Мармоля, кубинца Сирило Вильяверде и бразильцев Бернардо Гимараэнса и Жозе де Аленкара) в период формирования молодых наций, позволяет сделать вывод о том, что они несут на себе печать хаотичной, сотканной из противоречий действительности. Прослеживается, как отмеченные чертами социальной, гендерной и расовой гибридности, «сильные» героини в поисках своей идентичности самоутверждаются тем или иным способом в мире мужчин. В статье рассматриваются различные пути обретения персонажами собственной идентичности, будь то отмежевание от цивилизующего начала, нежелание или неумение увидеть собственные «корни» или попытки «самосозидания» талантливой личности. Так, Мария Хосефа Эскурра в «Амалии» Мармоля и Аурелия в «Сеньоре» Аленкара – каждая по -своему – становятся «мужчинами в женском обличье»: в образе первой воплощена «варварская» сущность молодой Аргентины, в образе второй – «мужской» прагматизм переходной эпохи в Бразилии. Дерзкая и своевольная Сесилия Вальдес из одноименного романа Вильяверде, «жертва» и «палач» белого мужчины, мучительно осознает свое место в метисном обществе колониальной Кубы, страсти и пороки которого обусловили ее характер. На нижней точке этой «шкалы» осознания себя в прозе этого периода находится рабыня, как это становится видно на примере романа Бернардо Гимараэнса «Рабыня Изаура».

Ключевые слова: латиноамериканская проза, романтизм, женские образы, Хосе Мармоль, Сирило Вильяверде, Жозе де Аленкар, Бернардо Гимараэнс, расовая идентичность, гендерная идентичность.
Список литературы:

[Башкова 2016] – Башкова Е.В. Мифообраз Эвиты Перон в аргентинской культуре и литературе XX –XXI вв. // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 10. С. 5 –9.

[Башкова 2015] – Башкова Е.В. Образ Праматери – Ла Малинче в мексиканской литературе второй половины ХХ века // Вестник УРАО.  2015. № 3.     С. 107 –112.

[Гирин 2004] – Гирин Ю.Н. Литература Венесуэлы. Литература Колумбии // История литератур Латинской Америки. Т. 4, ч. 2. М.: ИМЛИ РАН,  2004.  С. 5 –134.

[Кутейщикова Тертерян 1970] – Кутейщикова В.Н., Тертерян И.А. Формирование национальных литератур Латинской Америки и романтизм // Формирование национальных литератур Латинской Америки / Отв. ред. В.Н. Кутейщикова. М.: Наука. 1970. С. 3 –35.

[Мармоль 1961] – Мармоль Х. Амалия. М.: ГИХЛ, 1961.

[Огнева 2020] – Огнева Е.В. Сеньора и ее белый раб // Аленкар Ж. Сеньора. М.: Ридеро, 2020. C. 1 –19.