Номер журнала:

№6 2019

УДК / UDK: 82-94
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-6-276-295

Автор: Иванова де Мендоса Ж.М.
Об авторе:

Жанна Михайловна Иванова де Мендоса (преподаватель, ГБОУ школа «Интеллектуал», Москва)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Наметившаяся во всем мире тенденция к децентрализации дискурса и смещения фокуса внимания на периферию нашла свое отражение в латиноамериканской литературе конца XX в. в свидетельстве, гибридном жанре, возникшем на стыке документального и художественного начал. Зачинателем этого направления стал кубинский писатель Мигель Барнет, опубликовавший в 1966 году свое знаменитое произведение «Биография беглого раба-негра». Пик расцвета свидетельства приходится на вторую половину 70–80-х годов, когда были созданы наиболее яркие образцы этого жанра, включая такие произведения, как «Если мне позволят сказать» М. Вьезер, «Меня зовут Ригоберта Менчу» Э. Бургос, партизанские хроники О. Кабесаса и С. Рамиреса и многие другие. В общих чертах свидетельство представляет собой хронологически выдержанное повествование о важных исторических событиях, рассказанное их непосредственным участником или очевидцем. Подобно «новому» роману, свидетельство вырабатывает собственный художественный метод, который получил название «новый веризм». Впервые этот термин был введен колумбийским критиком К. Ринконом в 1978 г. В основе нового подхода к изображению реальности лежит особая трактовка документальности. Последняя не только подразумевает верность действительности, но и становится важным средством создания художественного образа. Таким образом, главной задачей поэтики «нового веризма» становится создание эффекта достоверности. В статье предпринята попытка описать этот художественный метод и обозначить наиболее часто встречающиеся художественные приемы, присущие ему. Особое внимание уделяется композиционному строению и сюжетной организации свидетельства; рассматриваются различные способы создания эффекта достоверности, а также стилистические особенности этого жанра.

Ключевые слова: Латинская Америка, латиноамериканская литература XX века, художественно-документальная литература, свидетельства, новый веризм, М. Барнет, Р. Менчу, Э. Понятовска.
Список литературы:

[Земсков 2004] – Земсков В.Б. Литературный процесс в Латинской Америке: ХХ век и теоретические итоги // История литератур Латинской Америки. XX век: 20–90-е годы. Часть I. М.: ИМЛИ РАН, 2004. C. 5–106.

[Кофман 2012] – Кофман А.Ф. Испанский конкистадор. От текста к реконструкции типа личности. М.: ИМЛИ РАН, 2012

[Кофман 1994] – Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира // Iberica americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М.: Наука, 1994. C. 88–113.

[Barnet 1977] – Barnet, M. Biografía de un cimarrón (1966). Buenos Aires: Centro Editor de América Latina S. A., 1977.

[Burgos 2000] – Burgos, E. Me llamo Rigoberta Menchú y así me nació la conciencia (1983). México: Siglo Veintiuno editores, 2000.

[Cabezas 1983] – Cabezas, O. La montaña es algo más que una inmensa estepa verde. Nicaragua: Nueva Nicaragua, 1983.

[Calvi 2010] – Calvi, P. “Latin America’s Own New Journalism.” Literary Journalism Studies II: 2 (Fall 2010):63–83.

[Consalvi 2003] – Consalvi, C. Terquedad de izote: la historia de Radio “Venceremos”. San Salvador: Museo de la Palabra y la Imagen, 2003.

[Cruz-Leal 1994] – Cruz-Leal, P. “Hispanoamérica: El clamor testimonial de las voces marginadas.” Espejo de Paciencia 1 (1996): 14–19.

[Escalón Fontan 2012] – Escalón Fontan, S. Siete gorriones. San Salvador: Museo de la Palabra y de la Imagen, 2012.

[Foster 1984] – Foster, D. “Latin American Documentary Narrative.” PMLA XCIX:1 (Jan. 1984): 41–55.

[Klahn 1989] – Klahn, N. “Un nuevo verismo: apuntes sobre la última novela mexicana.” Revista Iberoamericana 148–149 (1989): 925–935.

[Poniatowska 1971] – Poniatowska, E. La noche de Tlatelolco. México: Ediciones Era, 1971.

[Rincón 1978] – Rincón, C. El cambio actual de la noción de literatura: y otros estudios de teoría y crítica latinoamericana. Bogotá: Instituto Colombiano de Cultura, 1978.

[Sosnowski 1996] – Sosnowski, S. Lectura crítica de la literatura americana. Vol. 4. Caracas: Biblioteca Ayacucho, 1996.

[Viezzer 1975] – Viezzer, M. Si me permiten hablar. Testimonio de Domitila, una mujer de las minas de Bolivia. México: Siglo XXI Editores, S.A., 1975.