Номер журнала:

№7 2019

УДК / UDK: 82.111(73)
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-7-377-393

Автор: Панайотис Т. Трифонопулос
Об авторе:

Панайотис Т. Трифонопулос (докторант, Факультет образования, Университет Куинс, Кингстон, Онтарио, Канада)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Автор 2: Димитрис П. Трифонопулос
Об авторе 2:

Димитрис П. Трифонопулос (профессор, декан Августанского факультета Альбертского университета, Британская Колумбия, Канада)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В письме к Э. Паунду в мае 1948 г. Маршалл Маклюэн написал: «Мы [Хью Кеннер и я] уже давно и серьезно интересуемся Вашим творчеством». Так, в июне 1948 г. М. Маклюэн и Х. Кеннер навестили Паунда в госпитале Св. Елизаветы. Подробности этого визита могут послужить интересным материалом для исследований в области модернистской литературы и культуры. В статье предпринимается попытка показать, что тип композиции, который Маклюэн назвал «мозаическим», восходит к паундовской поэтике идеограмматического метода. В книге «Галактика Гутенберга. Становление человека печатной культуры» (1962) Маклюэн разрабатывает «мозаичный (или отраслевой) подход к решению проблем. Только мозаика огромного количества информации и текстов позволяет на практике увидеть, как из повседневных действий складывается история». Маклюэн многому научился у Паунда, в частности, его видению литературы и педагогики как «тренировки восприятия». И Паунд, и Маклюэн помещают читателей своих произведений in media res, подталкивая их к эвристическому методу чтения, когда читатель должен прийти к собственной интерпретации и осмыслению прочитанного, вне зависимости от идеологических установок и позиции автора. На примере «Кантос» Э. Паунда и «Средство сообщения – массаж: опись имущества» (Medium is the Massage: An Inventory of Effects, 1967) М. Маклюэна в данной статье показана связь между эстетикой модернизма, прогнозами технологизации общества и социополитическим праксисом.

Ключевые слова: Паунд, Маклюэн, модернизм; идеограмматический метод, мозаика, «средство есть сообщение».