Номер журнала:

№7 2019

УДК / UDK: 82-13
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-7-40-166

Автор: Ян Пробштейн
Об авторе:

Ян Эмильевич Пробштейн (PhD., доцент Tуро-колледж, Нью-Йорк, США)

ian.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена жизни и творчеству Эзры Паунда, одного из самых выдающихся и противоречивых поэтов ХХ в. Особое внимание уделено «Пизанским кантос». Паунд стремился преодолеть символизм, модернизировать стих и стал одним из основоположников европейского и американского модернизма. Паунд ввел в обиход понятие «маски» (personae), а также идею обновления (“make it new”) как основной закон искусства. Уже в 1915 г. он приступил к созданию «Кантос», модернистского эпоса ХХ века, которому посвятил более полувека. В «Кантос», эпических по размаху, лирико-философских по форме, он пытался объять всю мировую культуру с древнейших времен до современности. Вместе с тем Паунд проявлял несдержанность и нетерпимость к противоположному мнению, чего сумел избежать выдержанный дипломатичный Т.С. Элиот. Потомок первых поселенцев-пуритан, Паунд пришел к дионисийству, а его стремление к социальной справедливости вылилось в симпатии к фашизму. Пропаганда подобных взглядов нанесла вред не только его творчеству, но и биографии. Паунд писал «Пизанские кантос» в дисциплинарной тюрьме армии США возле г. Пиза, куда был заключен за сотрудничество с режимом Муссолини и за выступления на радио итальянских фашистов, которые не прекратил даже после того, как США официально объявили войну странам «Оси». «Пизанские песни» (The Pisan Cantos) Эзры Паунда, удостоенные Боллингеновской премии (1949), оказали влияние на крупнейших современных поэтов США и на целые поэтические направления: «исповедальное направление» (Роберт Лоуэлл), на Луиса Зукофски (цикл «А», навеянный «Кантос»), поэтов «Блэк Маунтэн», и прежде всего на Чарльза Олсона, манифест которого «Проективный стих» (1958) появился после общения с Паундом в больнице св. Елизаветы и чтения «Пизанских кантос». Паунд был утопистом и идеалистом, дорого заплатившим за свои иллюзии, заблуждения и ошибки. «Кантос», незавершенный памятник модернистской эпической поэзии, стал источником, откуда до сих пор черпают англоязычные поэты.

Ключевые слова: Эзра Паунд, американская поэзия, модернизм, авангард, «Кантос», «Пизанские кантос», маска, обновление, поэтический эпос, идеализм, фашизм, утопизм.
Список литературы:

[Зверев 1991] – Зверев А. М. Деревенский умник //Иностранная литература. 1991. №2. С. 221–229.

[Нестеров 1995] – Нестеров А. “Я пытался написать рай...” Эзра Паунд: в поисках европейской культуры // Литературное обозрение. 1995. № 6. С. 56–63.

[Олсон 2010] – Олсон Ч. Проективный стих / Пер. с англ. А. Скидана // Новое литературное обозрение. 2010. № 105. С. 225–265.

[Паунд 2012] – Паунд Э. Пизанскиe кантос LXXV, LXXVII, LXXVIII, LXXXIX / Пер., прим. и комм. Б. Мещерякова и Я. Пробштейна // Гвидеон. 2012. №2. С. 107–169.

[Паунд 2003] – Паунд Э. Стихотворения и избранные Cantos. / Сост. и предисл. Я. Пробштейна. СПб.: Владимир Даль, 2003.