«Я крещаю тебя не во имя Отца…»: к вопросу о фантастическом / сверхъестественном / демоническом в романе Г. Мелвилла «Моби Дик»
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 82.111
- DOI:
- Автор: Осипова Э.Ф.
- Об авторе:
Эльвира Филипповна Осипова (доктор филол. наук, профессор; СанктПетербургский государственный университет)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья посвящена анализу романа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит», предпринятому с целью определить значение в нем элемента фантастического. О важности фантастического говорит признание писателя о том, что в книге есть «тайный девиз», который связан с присутствием в нем сверхъестественного, а точнее, демонического начала. Выразителем последнего является «парс» Федалла, наделенный автором сатанинскими чертами. В течение всего действия он является фактическим лоцманом капитана; Ахав неразрывно связан с этим таинственным персонажем и действует по его наущению. В отечественной науке фигура Федаллы не привлекала внимания ученых. Но анализ его роли в художественной системе произведения позволяет переоценить образ главного героя. Ахав, как показывает исследование, – не романтический индивидуалист, стремившийся к непреходящим, высшим ценностям, а безумный, одержимый дьяволом капитан, фанатично ведущий свой корабль к гибели. Такой взгляд позволяет опровергнуть утверждение о том, что в образе Ахава нашел воплощение эмерсоновский принцип «доверия к себе». Как следует из анализа текста, Ахав прислушивается не к голосу Бога в душе (в чем суть идеи self-reliance), но к голосу дьявола – в лице Федаллы. Тема мести как иррациональной, ослепляющей страсти, внушенной герою самим сатаной, выделена Мелвиллом как основная тема книги. Недооценка роли фантастического привела к сужению трактовки социальной направленности романа, которую ряд критиков определяют как протест против «буржуазной Америки». В статье переосмысливается и образ-символ Моби Дика, которого многие исследователи – вслед за героем романа – трактуют как воплощение «мирового зла». Белый Кит в романе Мелвилла представлен как символ некой природной силы, которая осуществляет возмездие за человеческую жестокость, садизм, мстительность, фанатизм.
- Ключевые слова: Г. Мелвилл, «Моби Дик, или Белый Кит», фантастическое, капитан Ахав, Федалла, Моби Дик, «доверие к себе», фанатизм, мономания.
- Список литературы:
Венедиктова Т.Д. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
Газеева Е.А., Яковлева Т.И. Два типа романтического сознания в романе Германа Мелвилла «Моби Дик». Влияние идей Эмерсона на развитие ключевых образов романа // Человек и язык в коммуникативном пространстве. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. С. 90–95.
Головачева И.В. Фантастика и фантастическое. СПб.: ИД «Петрополис», 2013.
Зверев А.М. Герман Мелвилл // История литературы США. Т. III. М.: Наследие, 2000. С. 114–171.
Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Художественная литература, 1972. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит. М.: Государственное издательство географической литературы, 1962.
Осипова Э.Ф. Философские романы Мелвилла // Осипова Э.Ф. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 94–109.
Прозоров В. Мечта и трагедия: по страницам американской классики. Петрозаводск: КГПИ, 1993.
Самохвалов Н.И. Герман Мелвилл // История американской литературы / Под ред. Н.И. Самохвалова. Т. 1. М.: Издательство «Просвещение», 1971. С. 141–154.
Трубников Н.Н. Притча о белом ките // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 56–82.
Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М.: Наследие, 1995.