Номер журнала:

№14 2023

УДК / UDK: 821.111(73).0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-75-99

EDN:

https://elibrary.ru/MSDOAX

Автор: Стулов Ю.В.
Об авторе:

Юрий Викторович Стулов, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой зарубежной литературы (до 2021 г.) Минского государственного лингвистического университета.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6395-2170

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье рассматриваются произведения афроамериканских писателей конца 1960-х — конца 2010-х гг., обращенные к историческому прошлому афроамериканцев и исследующие травматический опыт рабства и его последствий. Трагедия людей, подвергнутых рабству, как и их хозяев, бросивших вызов морально-этическим нормам, продолжает оставаться предметом современного афроамериканского исторического романа. Основополагающими для развития жанра афроамериканского исторического романа стала книга выдающейся писательницы и поэтессы Маргарет Уокер «Юбилей» и художественно-документальный роман Алекса Хейли «Корни». Афроамериканские авторы пересматривают прошлое с позиции сегодняшнего дня, используя как вновь открывшиеся документы, так и особенности современной литературной техники и демонстрируя разнообразие жанровых экспериментов, обращая внимание на двойственность в отношении к прошлому в сознании американцев. В то время как И. Рид соединяет тематическую актуальность и яркий литературный эксперимент, связывая историю с проблемами современного общества потребления, в романах Тони Моррисон сопрягаются сакральное и профанное, реальное и магическое, а Чарльз Джонсон, проблематизируя историю, преображает ее в философском трагифарсе. В свою очередь, Эдвард П. Джонс переосмысливает историю рабства в широком контексте, поскольку действие его книги происходит на всем пространстве страны на протяженном отрезке времени. Молодое поколение афроамериканских писателей, представленное К. Бейкером, Э. Рэндалл, К. Уайтхедом, Дж. Уорд и другими авторами, вновь затрагивает вопросы своей истории с целью понять, действительно ли покончено с трагическим прошлым. Современный афроамериканский исторический роман опирается на документы, новые факты, элементы художественной биографии, традиции невольничьего повествования и использует в своем арсенале особенности семейной саги, романа воспитания, политического романа, массового романа, обогащая его различными элементами магического реализма, пародирования существующих канонов и острой сатирой.

Ключевые слова: афроамериканская литература, исторический роман, невольничье повествование, жанр, магический реализм, семейная сага, трагифарс.
Для цитирования:

Стулов Ю.В. Современный афроамериканский исторический роман // Литература двух Америк. 2023. № 14. С. 75–99. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2023-14-75-99 

Список литературы:

Денисова 2012 — Денисова Т.Н. Історія американської літератури ХХ століття. Київ: Видавничий дом «Києво-Могилянська академія», 2012.

Сапожникова 2011 — Сапожникова Ю.Л. Классические и новые истории рабов: преемственность жанров в творчестве афро-американских писательниц (Г. Джейкобс, Ш.Э. Уильямс и Л. Кэри). Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2011.

Удлер 2013 — Удлер И.М. Становление и эволюция документально-публицистического жанра «невольничьего повествования» в американской журналистике: автореф. дис. … д-ра. филол. наук. Екатеринбург, 2013.