Номер журнала:

№13 2022

УДК / UDK: 821.111.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-367-382

EDN:

https://elibrary.ru/SLNUSZ

Автор: Абдурахманова-Павлова Д.В.
Об авторе:

Дарья Владимировна Абдурахманова-Павлова, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4887-1898

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Аннотация:

Детская литература так называемого «домашнего аболиционизма» является одним из интереснейших и при этом сравнительно малоисследованных пластов антирабовладельческой литературы США. Произведения «домашнего аболиционизма», как правило, создавались женщинами и печатались анонимно или под псевдонимами. Данное направление отличается, с одной стороны, жанровым разнообразием, а с другой — набором характерных особенностей. Одной из этих особенностей является, согласно Деборе Де Роса, наличие в произведениях «домашнего аболиционизма» следующей триады фигур: выступающая против рабства «мать-историк», ребенок-невольник, белый ребенок. Рассказы матери-историка апеллировали к «перемене сердца» белого ребенка-слушателя, пробуждению в нем сочувствия к невольникам, приобщению его к аболиционизму. Настоящая статья посвящена практически не изученному прежде памятнику данного литературно-идеологического направления — полу-анонимному произведению под названием «Истории сестры Руфи, рассказанные ею детям, или Вечера с Джоном Вулменом» (1865). Текст построен как серия вечерних бесед рассказчицы — своего рода «матери-историка», девушки по имени Руфь, с ее младшими сестрами и братом. Герой их бесед, квакерский проповедник Джон Вулмен (1720–1772), известен в американской истории как один из провозвестников аболиционистского движения. Пересказывая детям истории из вулменовского «Дневника» (опубл. в 1774 г.), описывая личную кампанию Вулмена против рабства, сестра Руфь подробно комментирует данный источник. Кроме того, она украшает свое повествование новыми, отсутствующими в «Дневнике» сентиментальными сценами, библейскими и поэтическими аллюзиями. Назидательность, характерная для детской литературы «домашнего аболиционизма», в «Историях» несколько сглаживается многоголосием и непосредственностью откликов слушателей на рассказы Руфи. В свою очередь традиционная для «домашнего аболиционизма» ревизия национальной истории, играя в «Историях» важнейшую роль, свободна от чрезмерной тенденциозности. Опубликованным на исходе Гражданской войны, «Историям сестры Руфи» сообщается не только аболиционистский, но и пацифистский, миротворческий пафос «Дневника» Джона Вулмена.

Ключевые слова: Джон Вулмен, «Дневник», аболиционизм, квакерство, детская литература, дидактическая литература, история литературы США.
Для цитирования:

Абдурахманова-Павлова Д.В. «Истории сестры Руфи, рассказанные ею детям, или Вечера с Джоном Вулменом» (1865): к вопросу о детской литературе «домашнего аболиционизма» // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 367 –382. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-367-382.

Список литературы:

Вулман 1995 — Вулман Дж. Дневник. Ходатайство о бедных / пер. с англ. Т.А. Павловой. М.: Астрея, 1995.

Краснова, Краснов 2012 — Краснова Н.А., Краснов А.Г. Мотивы жития и агиологических жанровых вариантов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2 (3). С. 740 –747.