Номер журнала:

№ 13 2022

УДК / UDK: 821.111.0
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-61-108

EDN:

https://elibrary.ru/VQLYER 

Автор: Толмачёв В.М.
Об авторе:

Василий Михайлович Толмачёв, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной литературы; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП-1, I корпус гуманитарных факультетов, 119991 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1412-1084

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье детально исследуется история создания «Песни любви Дж. Элфрида Пруфрока», а также методы исследования стихотворения в западном и русском литературоведении. Автор предлагает совместить тщательное чтение этого текста с представлением об этом стихотворении как духовной автобиографии Элиота, которая имеет различные измерения: от личностных, собственно поэтических до эзотерических. На основании анализа биографии молодого Элиота, отношений поэта с Ж. Верденалем, истории создания стихотворения, черновиков, окончательного текста, названия стихотворения, эпиграфа, места стихотворения в творчестве поэта, высказываний Элиота о «Пруфроке» в статье выявляются параметры символизма этого произведе- ния, который, обыгрывая сложные отношения Элиота с невыразимым (имеющим амбивалентную природу), распространяется на его композицию (отношения «я» и «ты»; парадоксальность концовки), систему образов и мотивов (Пруфрок как человек играющий, противопоставление мужского и женского мира), особый смысл реминисценций из Данте, Шекспира, Гете, Пейтера, Оскара Уайлда, философию творчества как мистерии (Пруфрок как поэт, сочетание эротики и мистики, тема сакрального преступления) и любви (гомоэротическая тема), жанр (неуловимость жанра, фаустианское начало в нем), символику и эзотерику («Пруфрок» как масонский текст об инициации, жизни как театре). Особое место автор отвел конкретизации экфрасисов (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Берн-Джоунз), содержание которых подтверждает тезис о наличии в стихотворении текста в тексте.

Ключевые слова: Т.С. Элиот, «Песнь любви Дж. Элфрида Пруфрока», творческая история текста, заглавие, эпиграф, философия любви, текст в тексте, экфрасис.
Для цитирования:

Толмачёв В.М. О символизме хрестоматийного стихотворения Т.С. Элиота // Литература двух Америк. 2022. № 13. С. 61–108. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2022-13-61-108  

Список литературы:

Половинкина 2013 — Половинкина О.И. «Мукá и Мýка»: Дж. Альфред Пруфрок, «бледный Пьеро» и основы современного бытия // Вопросы литературы. 2013. № 5. С. 9–46.

Полуяхтов 2012 — Полуяхтов И. Комментарий // Элиот Т.С. Поэзия и драма в переводах И. Полуяхтова / cост. А. Галин. М.: ИП Галин А.В., 2012. С. 338–346.

Пробштейн 2018 — Пробштейн Я.Э. Примечания // Элиот Т.С. Бесплодная земля; Полые люди: Поэмы, стихотворения, пьесы. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2018. С. 968–973.

Толмачёв 2015 — Толмачёв В.М. Т.С. Элиот, поэт «Бесплодной земли» // Элиот Т.С. Бесплодная земля / изд. подгот. В.М. Толмачёв, А.Ю. Зиновьева. М.: Ладомир, Наука, 2015. С. 273–378.

Шелкович 2014 — Шелкович М.В. Функция гомеровских и дантовских аллюзий в «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока» Т.С. Элиота // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 4 (39). С. 82–95.