Номер журнала:

№10 2021

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-310-330

УДК / UDK: 821.111 (73)-2
Об авторе:

Юлия Анатольевна Клейман, кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный институт сценических искусств, ул. Моховая, д. 34, 191028 г. Санкт-Петербург, Россия; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Старая Басманная, д. 21/1, 105066 г. Москва, Россия.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9425-0013

Researcher ID: G-5447-2017 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: В 1940 г. студия Уолта Диснея создала вторую полнометражную картину, ею стал «Пиноккио». Сюжет и трактовка персонажей в анимационном фильме значительно отличались от повести Карло Коллоди. Изучение постановки, которую Дисней видел в Лос-Анджелесе, позволяет пролить свет на источник многих решений. Архив сохранил восторженное письмо Уолта Диснея Яше Франку — драматургу и режиссеру, который в 1937 г. превратил сказку о Пиноккио в театральную феерию. «Пиноккио» стал самым знаменитым спектаклем Детского отделения Федерального театрального проекта: визуально выразительным, изобретательным и обладающим актуальной социальной повесткой. История о сложности появления нового человека казалась особенно знаменательной в контексте идей пересмотра устройства общества. Главным пороком в эпоху Великой депрессии считалась жадность, поэтому в спектакле бессловесный Пиноккио проходил три испытания на бескорыстие, и только выдержав последнее (не без помощи зрительного зала), получал право стать настоящим мальчиком. Также есть все основания увидеть в сценарии «Пиноккио» попытку циркизации, столь сущностную для советского театра 1910–1920-х гг. Сюжет распадался на номера, исполнявшиеся профессиональными эстрадными и цирковыми артистами, и собирался снова: номера были органичной частью этого нового сюжета. Однако, возможно, и Франк не избежал влияния мультипликации. Отталкиваясь от режиссерского сценария постановки, фотографий и рецензий, статья исследует цирковые и кинематографические приемы, использовавшиеся для спектакля «Пиноккио» Яши Франка, а также его влияние на знаменитый анимационный фильм студии Уолта Диснея.
Ключевые слова: культура и литература США, Пиноккио, цирковые приемы, Яша Франк, Уолт Дисней, Федеральный театральный проект, Великая депрессия.
Для цитирования:

Клейман Ю.А. Пиноккио «красного десятилетия» на сцене и на экране // Литература двух Америк. 2021. № 10. С. 310–330.
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-310-330

Список литературы:

Козинцев 1983 — Козинцев Г.М. Собр. соч.: в 5 т. Л.: Искусство, 1983. Т. 3. О режиссуре. О комическом, эксцентрическом и гротескном искусстве. Наш современник Вильям Шекспир. 502 c.

Мейерхольд 1998 — Мейерхольд Вс.Э. Актер. Положение об актере, выпускаемом ГЭКТЕМАСом при Театре им. Вс. Мейерхольда // Мейерхольд: к истории творческого метода. Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998. С. 46 –50

Сергеев 2008 — Сергеев А.В. Циркизация театра: от традиционализма к футуризму. СПб: С.-Петерб. гос. акад. театр. иск-ва, 2008. 156 с.

Эйзенштейн 1964 — Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избр. произведения: в 6 т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 269 –273.