Номер журнала:

№10 2021

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-25-45

УДК / UDK: 821.111(73)-2
Об авторе:

Амина Ахмедовна Жаманова, кандидат искусствоведения, театральный критик, независимый исследователь, Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0211-148X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Аннотация: Статья посвящена неудавшимся творческим тандемам Юджина О’Нила с выдающимися режиссерами, актерами и певцами. Впервые в отечественном театроведении выявляются истинные причины так и не сложившегося для драматурга сотрудничества с легендарным оперным певцом Федором Шаляпиным. Отслеживается сценическая судьба пьесы О’Нила «Лазарь смеялся» (1927) — от попыток воплотить ее в Нью-Йорке, Чикаго, Берлине и Москве до долгожданной премьеры в театре Pasadena Playhouse в Пасадене, штат Калифорния. Особое внимание уделено гастролям Камерного театра в Париже и Буэнос-Айресе. Тщательно исследована личная переписка американского драматурга — в частности, с литературным агентом Ричардом Мэдденом, переводчиком Александром Беркманом и театральным продюсером Кеннетом Макгоуэном. В статье делается акцент на закулисном труде драматурга и его активном участии в воплощении своих идей на сцене. Отражено то, как О’Нил подходил к подбору актеров на главные роли в спектаклях по его пьесам. Доведена до логического итога сорвавшаяся встреча драматурга с двукратным обладателем премии «Оскар» Спенсером Трэси в Tao House в Дэнвилле, штат Калифорния. Рассмотрена актерская игра Ингрид Бергман в спектакле «Анна Кристи» (театр Lobero Theatre, Санта-Барбара, 1941) и в бродвейской постановке Хосе Кинтеро «Дворцы побогаче» (театр Broadhurst Theatre, Нью-Йорк, 1967) по поздней незавершенной пьесе Юджина О’Нила.
Ключевые слова: Юджин О’Нил, американская драматургия, «Лазарь смеялся», «Анна Кристи», «Дворцы побогаче», Бродвей, Камерный театр, Федор Шаляпин, Спенсер Трэси, Ингрид Бергман, Хосе Кинтеро.
Для цитирования:

Жаманова А.А. Тандемы мечты: из истории несостоявшихся проектов Юджина О’Нила // Литература двух Америк. 2021. № 10. С. 25–45.
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-25-45

Список литературы:

Бергман, Берджесс 1988 — Бергман И., Берджесс А. Моя жизнь. М.: Радуга, 1988. 495 с.

Гудков 2020 — Гудков М.М. Китай в американской постановке «Марко-миллионщик» Ю. О’Нила (1928, театр «Гилд», Нью-Йорк) // Китай. Рос cия.

США. Искусство. Гуманитарные науки: От поколения к поколению / под ред. Т.С. Юрьевой, Г.Л. Тульчинского. СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 72–76.

Карцева 1970 — Карцева Е.Н. Спенсер Трэси. М.: Искусство, 1970. 128 с.

Коонен 1975 — Коонен А. Страницы жизни. М.: Искусство, 1975. 455 с.

Коренева 2013 — Коренева М.М. Драматургические параллели в русско-американском ключе // История литературы США. М.: ИМЛИ РАН, 2013. Т. 6, кн. 2: Литература между двумя мировыми войнами. C. 842–862.

Луначарский 1964 — Луначарский А.В. О спектакле «Анна Кристи» // Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1964. Т. 3: Дореволюционный театр. Советский театр: статьи, доклады, речи, рецензии (1904–1933). C. 190–192.

О’Нил 1985 — О’Нил Ю. Заметки, письма, интервью // О’Нил Ю., Уильямс Т. Пьесы. М.: Радуга, 1985. C. 453–462.

Робсон 1972 — Робсон П. Говорит Поль Робсон / общ. ред. и предисл. М.И. Котова. М.: Прогресс, 1981. 272 с.

Шаляпин 1989 — Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М.: Моск. рабочий, 1989. 384 с.