Номер журнала:

№ 9 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-9-236-260

УДК / UDK: 82.2
Об авторе:

Анастасия Валерьевна Гладощук (кандидат филол. наук; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: Одно из магистральных направлений в театральном искусстве XX века связано с возрождением ритуальных практик и поисками «нового мифа», что в полной мере проявилось в концепции «театра жестокости» А. Арто. Миф для Арто – одновременно цель и средство невербальной коммуникации со зрителем: создавая новый миф, театр обнажает и побеждает недуги современности; воскрешая древний, становится проводником первичных, метафизических «сил» «великих культур». Наиболее близкими своей концепции Арто находил культуры мезоамериканские: показательно, что первым спектаклем «театра жестокости» должна была стать четырехактная драма «Завоевание Мексики» (1933). В этой перспективе особую ценность обретает тот факт, что в ноябре 1930 г. М.А. Астуриас печатает по -французски статью -манифест «Размышления о возможности создания американского театра в индейском духе», в которой предвосхищает идею Арто о необходимости театрализации мифа. Изложенная в манифесте программа реализуется в заключительном тексте второго, расширенного издания «Легенд Гватемалы» (1948) – драме «Кукулькан». Обосновавшись в Париже с 1924 г., Астуриас воспринимал те же эстетические импульсы, что и Арто: сюрреализм, авангардное кино, «Русские балеты», примитивизм во всех его формах, – но их оценки и ориентиры не всегда совпадали. Параллельное чтение манифеста и парижских хроник позволяет определить, какую роль сыграл контекст в формировании театральной теории Астуриаса, основные положения которой изоморфны принципам Арто: акцентирование цвета и диспропорций в декорациях, упразднение сцены, использование масок, формализация жестов, стремление освободить сценическую речь от риторики и сообщить слову религиозную силу. Однако к общей цели они идут разными путями: миф в театре Астуриаса актуализируется не в трагически -ритуальном, а в игровом модусе и не только мизансценическими средствами. Миф для Астуриаса – прежде всего унаследованный язык, поэтому ход действия в «Кукулькане» определяет речь, «сила Слова», в соответствии с индейской философией.
Ключевые слова: Антонен Арто, Мигель Анхель Астуриас, театр, миф, манифест, авангардный примитивизм, франко -латиноамериканские литературные связи, рецепция.
Список литературы:

Арто А. Вечная культура Мексики / Пер. А.В. Гладощук // Иностранная литература. 2019. №6. С. 234 –237.

Гладощук А.В. Мексика в поле сюрреалистической революции // Литература и революция. Век двадцатый. М.: Литфакт, 2018. С. 436 –462.

Гладощук А.В. Паломники красной земли // Иностранная литература. 2019. №6. С. 229 –233.