Номер журнала:

№ 9 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-9-43-59

УДК / UDK: 82(091)
Об авторе:

Кори Антон (PhD, профессор, Государственный университет Гранд-Вэлли, Аллендейл, Мичиган, США)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: В этой статье, главным образом с опорой на теории Кеннета Берка, рассмотрены некоторые психологические механизмы, заложенные в драматическую форму. Предпринимается попытка проанализировать, как драматические произведения (например, романы, пьесы, фильмы и даже телешоу) незаметно приобретают функции инструментов практической психологии: они оказывают разного рода благотворное терапевтическое воздействие как на тех, кто их создает, так и на своих читателей/зрителей. В статье показано, как драматическое искусство дает возможность в той или иной форме пережить катарсис и преодолеть собственные границы. Говоря конкретнее, рассматриваются некоторые размышления Берка о его собственном полуавтобиографическом романе «В поисках лучшей жизни» (Towards a Better Life) и прослеживается, как драматические произведения искусства позволяют человеку отойти на символическое расстояние, необходимое, чтобы оценить ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, и решить различные задачи, которые без этого опыта показались бы ему непосильными. За счет символических и художественных приемов, которые помогают вживаться в изображаемые события, авторы и публика учатся справляться со своими страстями, находить новые психологические решения и/или открывать новые грани собственной личности.
Ключевые слова: Кеннет Берк, драматическая форма, катарсис, преодоление, греческая мифология, формальная причина, конечная причина, миф о Персее, популярная культура.
Список литературы:

Anton, Corey. “On the Nonlinearity of Human Communication: Insatiability, Context, Form.” The Atlantic Journal of Communication 15:1 (2007): 79 –102.

Anton, Corey. Sources of Significance: Worldly Rejuvenation and Neo-Stoic Heroism. West Lafayette, IN: Purdue University Press, 2010.

Appelo, Tim. “The Truth About  John  Hughes  and  Dede Allen.”  Thompson on Hollywood, 2010. Online at http://blogs.indiewire.com/thompsononhollywood/ the_truth_about_john_hughes_and_dede_allen

Burke, Kenneth. Counter-Statement. Berkeley, CA: University of California Press, 1968.

Burke, Kenneth. Language as Symbolic Action. Berkeley, CA: University of California Press, 1966.

Burke, Kenneth. “On Stress, Its Seeking.” Klausner, Samuel Z., ed. Why Man Takes Chances: Studies in Stress-Seeking. New York: Anchor Books, 1968: 75 –103.

Burke, Kenneth. The Philosophy of Literary Form. Berkeley, CA: University   of California Press, 1974.

Burke, Kenneth. The Rhetoric of Religion. Berkeley, CA: University of California Press, 1961.

Burke, Kenneth. Towards a Better Life. Berkeley, CA: University of California Press, 1982.

Fey, Tina. Bossypants. New York: Little, Brown and Company, 2011.

Gass, William H. Habitations of the Word. New York: Simon and Shuster, 1985.

Gusdorf, Georges. Speaking (La Parolé). Evanston, IL: Northwestern University Press, 1965.

McLuhan, Marshall. Understanding Media: Extensions of Man: Critical Edition. Corte Madera, CA: Gingko Press, 2003.

Rueckert, William. H. Kenneth Burke and the Drama of Human Relations. 2nd ed. Berkeley, CA: University of California Press, 1982.