Номер журнала:

№9 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-9-12-42

УДК / UDK: 82(091)
Об авторе:

Брайан Крейбл (PhD, профессор, Университет Виллановы, Вилланова, Пенсильвания, США)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: Не приходится сомневаться, что Кеннет Берк преобразовал сложившуюся к ХХ веку теорию риторики, хотя часто исследователи выдвигают на первый план его концепцию идентификации, пренебрегая другими элементами понятийной системы Берка, что накладывает заметный отпечаток на теорию и критику риторического дискурса. В этом эссе я анализирую попытки Берка (так и не увенчавшиеся успехом) написать продолжение своей новаторской работы «Риторика мотивов» (A Rhetoric of Motives) и хочу при этом сосредоточиться на его трудах о катарсисе. Однако моя цель заключается не в том, чтобы представить полноценный отчет об этом этапе творческого пути Берка или его незавершенном сочинении о поэтике (что бы оно собой ни представляло), а в том, чтобы приблизиться к ответу на сложный вопрос, который ставят его работы: действительно ли риторические аспекты катарсиса всегда ограничены переработкой исключительно гражданских мотивов? Иными словами, может ли катарсис еще и воздействовать на тревожные побочные эффекты нашего бытия как «телесных существ, осваивающих язык», – побочные эффекты, направляющие наше (человеческое) риторическое бытие? В заключение настоящего эссе я формулирую этот вопрос, строя свой подход на «сочетании несочетаемого»: я сопоставляю работы Берка о катарсисе с новаторским изданием древнегреческих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида – в переводе Энн Карсон под общим названием «Одна Орестея» (An Oresteia). Наконец, я пытаюсь показать, как эта намеренная несочетаемость может дать нам более полное представление о понимании Берком катарсиса и таким образом определить границы загрязнения и очищения, которые играют ключевую роль в изучении социальной жизни человека во всех ее важнейших проявлениях
Ключевые слова: Кеннет Берк, риторика, трансцендентное, катарсис, трагедия, комедия, «Орестея».
Список литературы:

Benson, Thomas W., ed. Speech Communication in the 20th Century. Carbondale, IL: Southern Illinois University Press, 1985.

Burgchardt, Carl R., ed. Readings in Rhetorical Criticism. State College, PA: Strata Publishing, 1995.

Burke, Kenneth. Attitudes Toward History. Berkeley, CA: University of California Press, 1984.

Burke, Kenneth. “Catharsis—Second View.” The Centennial Review 5 (1961): 107 –132.

Burke, Kenneth. Counter-Statement. Berkeley, CA: University of California Press, 1968.

Burke, Kenneth. Essays Toward a Symbolic of Motives, ed. William H. Rueckert. West Lafayette, IN: Parlor Press, 2007.

Burke, Kenneth. A Grammar of Motives. Berkeley, CA: University of California Press, 1969.

Burke, Kenneth. Language as Symbolic Action. Berkeley, CA: University of California Press, 1969.

Burke, Kenneth. “(Nonsymbolic) Motion/(Symbolic) Action.” Critical Inquiry 4 (1978): 809 –838.

Burke, Kenneth. “On Catharsis, or Resolution.” The Kenyon Review 21 (Summer 1959): 337 –375.

Burke, Kenneth. Permanence and Change: An Anatomy of Purpose. 3rd ed. Berkeley, CA: University of California Press, 1984.

Burke, Kenneth. The Philosophy of Literary Form. 3rd ed. Berkeley, CA: University of California Press, 1973.

Burke, Kenneth. A Rhetoric of Motives. Berkeley, CA: University of California Press, 1969.

Burke, Kenneth. The Rhetoric of Religion: Studies in Logology. Berkeley, CA: University of California Press, 1970.

Burke, Kenneth. The War of Words, eds. Anthony Burke, Kyle Jensen, Jack Selzer. Berkeley, CA: University of California Press, 2018.

Carter, C. Allen. Kenneth Burke and the Scapegoat Process. Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1996.

Clark, Gregory. Civic Jazz: American Music and Kenneth Burke on the Art of Getting Along. Chicago: University of Chicago Press, 2015.

Crable, Bryan. “Distance as Ultimate Motive: A Dialectical Interpretation of A Rhetoric of Motives.” Rhetoric Society Quarterly 39 (Summer 2009): 213 –239.

Crable, Bryan, ed. Transcendence by Perspective: Meditations on and with Kenneth Burke. Anderson, SC: Parlor Press, 2014.

Eadie, William F. “Stories We Tell: Fragmentation and Convergence in Communication Disciplinary History.” The Review of Communication 11 (2011): 161 –176.

Henderson, Greig; Williams, David Cratis, eds. Unending Conversations: New Writings by and About Kenneth Burke. Carbondale, IL: Southern Illinois University Press, 2001.

Olson, Jaclyn S. “Our Bodies and the Language We Learn: The Dialectic of Burkean Identification in the 1930s.” Rhetoric Review 38 (2019): 258 –270.

Rueckert, William H., ed., Essays Toward a Symbolic of Motives. West Lafayette, IN: Parlor Press, 2007.

Selzer, Jack. Kenneth Burke in Greenwich Village: Conversing with the Moderns, 1915 –1931. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1996.

Steinmann, Martin, Jr., ed. New Rhetorics. New York: Scribner’s, 1967.

Thames, Richard H. “The Gordian Not: Untangling the Motivorum (1).” KB Journal 3 (Spring 2007). Online at http://kbjournal.org/thames1.

Thayer, Lee O., ed. Communication: Ethical and Moral Issues. New York: Gordon & Breach Science Publishers, 1973.

Thonssen, Lester, Baird, A. Craig, and Braden, Waldo W. Speech Criticism. 2nd ed. Malabar, FL: Robert E. Krieger Publishing Company, 1970.

Wess, Robert. “Looking for the Figure in the Carpet of the Symbolic of Motives.” KB Journal 3 (Spring 2007). Online at https://kbjournal.org/spring2007wess.

Zappen, James P.  “Kenneth Burke on Dialectical-Rhetorical Transcendence.” Philosophy & Rhetoric 42 (2009): 279 –301.