Номер журнала:

№6 2019

Об авторе:

Нина Анатольевна Мороз (к.ф.н., преподаватель, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

УДК / UDK: 821.111
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-6-257-275

Аннотация: Джеймс Тербер (James Grover Thurber, 1894–1961) – не только известный юморист и карикатурист, но и изощренный психолог, читатель Генри Джеймса и Эдгара По, хорошо знакомый с модернистскими экспериментами своих современников. Центральная для Тербера тема войны полов находит яркое отражение в звуковых и зрительных образах. Тербер наделяет своих персонажей-мужчин модернистски обостренной восприимчивостью к «шуму и ярости» мира, которая проявляется как в акустическом, так и в визуальном образном плане новелл. Тербер рисует сложные случаи воздействия звука на сознание и трансформации звуковых образов в визуальные. В статье рассматриваются произведения Тербера 1940-х годов, в центре которых находятся механизмы власти. Большинство новелл Тербера представляют собой диалоги – камерные сценки с минимальным числом участников (от двух до четырех), которых связывают отношения власти и подчинения. Чаще всего это супруги; женщины – всегда домохозяйки. Основное внимание в статье уделяется новеллам «Трость в коридоре», «Разве я не ваша Розалинда?», «Козодой». Особый интерес представляют образы слепоты (в том числе мотивированные автобиографически) и специфически «мужские» пограничные состояния сознания, подвергающие сомнению «нормальную» визуальность: сон, греза, опьянение, галлюцинация и др. Звуковой ритм выступает как источник ужаса. Мужчина особенно чувствителен к звукам, которые издают животные и птицы, воспринимая их как знак вторжения абсурда в обыденность. Женщине, напротив, присущи одномерность зрения, глухота или невосприимчивость к громким звукам, механистичность восприятия, что вызывает ассоциации с образами автоматов в литературе романтизма.
Ключевые слова: Джеймс Тербер, модернизм, голос, звук, визуальность, власть, мужское.
Для цитирования:

Булгакова О. Голос как культурный феномен. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Витгенштейн Л. Философские исследования / Пер. с нем. Л. Добросельского. М.: АСТ, 2019.

Джеймс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций: Тексты / Ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 83–92.

Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит / Пер. с англ. И. Бернштейн. СПб.: Азбука-Аттикус, 2012.

Шекспир У. Макбет / Пер. Ю. Корнеева // Шекспир У. Комедии, хроники, трагедии. Т. 2. М.: Художественная литература, 1988. С. 547–642.

Элиот Т.С. Стихотворения и поэмы / Пер. А. Сергеев. М.: Радуга, 2000.

Ямпольский М.Б. Демон и Лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Black, S.A. James Thurber. His Masquerades: A Critical Study. Hague; Paris: Mouton, 1970.

Conversations with James Thurber, ed. T. Fensch. Jackson, MS; London: University Press of Mississippi, 1989.

Gale, S.H. “Thurber and the New Yorker.” Studies in American Humor: New Series 2, special issue: The New Yorker from 1925 to 1950” III: 1 (Spring 1984): 11–23.

Gordon, S. Flannery O'Connor: The Obedient Imagination. Athens, GA: University of Georgia Press, 2000.

James, H. Substance and Shadow: Or, Morality and Religion in Their Relation to Life. Boston, MA : Ticknor and Fields, 1863.

Lawrence, A. Echo and Narcissus: Women's Voices in Classical Hollywood Cinema. Berkeley, CA: University of California Press, 1991.

Poe, E.A. “The Tell-Tale Heart.” The Norton Anthology of American Literature, ed. Nina Baym. New York; London: W. W. Norton & Company, 2007.

Shakespeare, W. Macbeth, ed. A.R. Braunmuller. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

Thurber, J. “Am I Not Your Rosalind?” The New Yorker (8 Nov., 1947): 28–34.

Thurber, J. My Life and Hard Times. New York; London: Harper & Brothers, 1933. Online at https://www.gutenberg.ca/ebooks/thurberj-mylifeandhardtimes/thurberj-mylifeandhardtimes-00-e.html#ch01

Thurber, J. Writings & Drawings, ed. G. Keillor. New York: Library of America, 1996.