Номер журнала:

№6 2019

УДК / UDK: 821.111
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-6-8-23

Автор: Осипова Э.Ф.
Об авторе:

Эльвира Филипповна Осипова (доктор филол. наук, независимый исследователь, Санкт-Петербург, Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье содержится краткий обзор трактовок романа Ф.С. Фицджеральда как в американской, так и в отечественной критике, делается вывод о том, что идеализация главного героя есть следствие долгой традиции, определяющей Джея Гэтсби одновременно как жертву общественной несправедливости и как романтического мечтателя. При этом социальный фон критиками практически не учитывается, а именно он и определяет характер и поведение героя. Роман Фицджеральда не только передает очарование «века джаза», но приоткрывает довольно мрачные стороны американской жизни 1920-х годов. Американская печать того времени пестрела статьями о борьбе мафиозных группировок, жестоких разборках внутри кланов, ограблениях, заказных убийствах, незаконной торговле спиртным, жульничестве с ценными бумагами, коррупции политической власти, накрепко спаянной с преступным миром. Эхо подобных публикаций отчетливо звучит в романе «Великий Гэтсби». Статья представляет собой расследование, предпринятое с целью прояснить характер главного героя и проследить его путь в Нью-Йорке – от вернувшегося из Европы офицера без гроша в кармане, который согласился работать на мафию, – к бесславному концу человека, ставшего одним из лидеров организованной преступной группировки. Сочетание художественного вымысла и исторических фактов придает роману особый характер, требующий и нетрадиционного метода анализа. Именно поэтому приходится выступать в роли следователя или детектива-криминалиста – отыскивать улики, оценивать их значение, сопоставлять факты и даты, проверять показания свидетелей и рассматривать различные версии случившегося, а также критически оценивать перевод Е. Калашниковой, который содержит немало отклонений от подлинника.

Ключевые слова: Ф. Скотт Фицджеральд, «Великий Гэтсби», мафия Нью-Йорка, Арнольд Ротштейн, ненадежный рассказчик, Аль Капоне.
Для цитирования:

Бабушкина И.В. Американские классики ХХ века в студенческих дискуссиях на английском языке. М.: Изд-во МГИМО, 2007.

Гайсмар М. Цикл прозы // Литературная история США. Том III. М.: Прогресс, 1979.

Гиленсон Б.А. История литературы США. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Зверев А.М. Фицджеральд // Писатели США. Краткие творческие биографии. М.: Радуга, 1990. С. 516–518.

Прозоров В.Г. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Солист «Века Джаза» // Прозоров В.Г. Мечта и трагедия. Петрозаводск: Изд-во Карельского госпединститута, 1993. С. 160–180.

Самохвалов Н.И. История американской литературы. Часть II. М.: Просвещение, 1971.

Толмачёв В. М. Фрэнсис Скотт Фицджеральд // История литературы США. Том VI, книга 1. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 218–282.

Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби. Последний магнат. Рассказы / Пер. Е. Калашниковой. М.: Художественная литература, 1990.

Katcher, L. The Big Bankroll. The Life and Times of Arnold Rothstein. New York: Da Capo Press, 1959.

Kazin, A. An American Procession. Major American Writers, 1830–1930. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.

Lewis, R.W.B. The American Adam. Innocence, Tragedy and Tradition in the Nineteenth Century. Chicago & London: The University of Chicago Press, 1955.

Fitzgerald, F.S. The Great Gatsby. Kiev: Dnipro Publishers, 1973.