Номер журнала:

№7 2019

УДК / UDK: 82-29
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2019-7-339-359

Автор: Ошуков М.Ю.
Об авторе:

Михаил Юрьевич Ошуков (Ph.D., доцент, Петрозаводский государственный университет, Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья затрагивает одну из наименее известных страниц литературной биографии Эзры Паунда – его пьесы в стиле японского театра но, написанные в Англии в 1916 г. Из четырех опубликованных в 1987 г. черновиков драматических текстов Паунда в статье рассматриваются два наиболее завершенных: «Ужин в доме мадемуазель Рашель» и «Тристан». Первая пьеса – это слегка отредактированный Паундом текст Альфреда де Мюссе, в котором Паунд убирает ряд «лишних» фрагментов и деталей. Анализ вырезок позволяет судить о стратегии Паунда – попытке реализовать концепцию единства образа и интенсификации образа, найденную им в работах Э. Феноллозы. Принцип суперпозиции реализуется здесь в наложении друг на друга не только отдельных образов, но и целых текстов и культурных традиций: Паунд переписывает текст, написанный де Мюссе, в котором герои де Мюссе читают текст Расина, и при этом финальная сцена оказывается аллюзией на картину Рембрандта. Эту многослойную конструкцию Паунд помещает в рамки японской традиции но, которая оказывается очень созвучна вортицистским представлениям об искусстве. Сходное телескопическое пространство реализуется и в пьесе «Тристан». Анализ вортицистских трансформаций, которые Паунд привносит в жанр но, свидетельствует о разрыве между персонажами на сцене и тем нарративом, который они выстраивают: цитируя тексты Беруля, Бернарта де Вентадорна и Бедье, персонажи воссоздают не столько историю своей жизни, сколько истории, написанные об их истории, и пьеса оказывается метафорой литературы как вневременной структуры перекликающихся друг с другом текстов. Пьесы Паунда – это шаг к «большой вортицистской поэме». Мотив трансформации, мотив «разговора» с умершими и мотив повторения истории, намеченные в пьесах, – это три ключевых принципа, которые вскоре лягут в основу «Кантос».

Ключевые слова: Эзра Паунд, драма, театр но, Япония, вортицизм.
Список литературы:

[Паунд 2018] – Паунд Э. Кантос /Пер., вступ. ст. и комм. А.В. Бронникова. СПб.: Наука, 2018.

[Женетт 1998] – Женетт Ж. Литература и пространство // Женетт Ж. Фигуры. Т.1. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998: С. 278–283.