Драматические опыты Паунда: вортицистский театр но
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 82-29
- DOI:
- Автор: Ошуков М.Ю.
- Об авторе:
Михаил Юрьевич Ошуков (Ph.D., доцент, Петрозаводский государственный университет, Россия)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья затрагивает одну из наименее известных страниц литературной биографии Эзры Паунда – его пьесы в стиле японского театра но, написанные в Англии в 1916 г. Из четырех опубликованных в 1987 г. черновиков драматических текстов Паунда в статье рассматриваются два наиболее завершенных: «Ужин в доме мадемуазель Рашель» и «Тристан». Первая пьеса – это слегка отредактированный Паундом текст Альфреда де Мюссе, в котором Паунд убирает ряд «лишних» фрагментов и деталей. Анализ вырезок позволяет судить о стратегии Паунда – попытке реализовать концепцию единства образа и интенсификации образа, найденную им в работах Э. Феноллозы. Принцип суперпозиции реализуется здесь в наложении друг на друга не только отдельных образов, но и целых текстов и культурных традиций: Паунд переписывает текст, написанный де Мюссе, в котором герои де Мюссе читают текст Расина, и при этом финальная сцена оказывается аллюзией на картину Рембрандта. Эту многослойную конструкцию Паунд помещает в рамки японской традиции но, которая оказывается очень созвучна вортицистским представлениям об искусстве. Сходное телескопическое пространство реализуется и в пьесе «Тристан». Анализ вортицистских трансформаций, которые Паунд привносит в жанр но, свидетельствует о разрыве между персонажами на сцене и тем нарративом, который они выстраивают: цитируя тексты Беруля, Бернарта де Вентадорна и Бедье, персонажи воссоздают не столько историю своей жизни, сколько истории, написанные об их истории, и пьеса оказывается метафорой литературы как вневременной структуры перекликающихся друг с другом текстов. Пьесы Паунда – это шаг к «большой вортицистской поэме». Мотив трансформации, мотив «разговора» с умершими и мотив повторения истории, намеченные в пьесах, – это три ключевых принципа, которые вскоре лягут в основу «Кантос».
- Ключевые слова: Эзра Паунд, драма, театр но, Япония, вортицизм.
- Список литературы:
[Паунд 2018] – Паунд Э. Кантос /Пер., вступ. ст. и комм. А.В. Бронникова. СПб.: Наука, 2018.
[Женетт 1998] – Женетт Ж. Литература и пространство // Женетт Ж. Фигуры. Т.1. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998: С. 278–283.