Номер журнала:

№8 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-8-417-434

УДК / UDK: 82(091)
Об авторе:

Нина Анатольевна Мороз (кандидат филол. наук, старший преподаватель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Публикация посвящена анимационной экранизации новеллы Э. По «Сердце-обличитель» (“The Tell-Tale Heart”), созданной в 1953 году американской компанией “United Productions of America” (“UPA”). Фильм рассматривается в контексте эстетических воззрений художников студии – интереса к баухаусу, экспериментам кубизма и сюрреализма в живописи. На этом фоне рождается «новый примитив» “UPA” (“limited animation”) – тесно связанный с авангардной эстетикой эксперимент, направленный на поиск новой образности и новой ритмической структуры фильма. Экранизируя новеллу По, режиссер Тед Пармли и художник Пол Джулиан снимают прежде всего фильм о безумце – обладателе расколотого сознания и искаженного взгляда; такой персонаж как нельзя лучше соответствовал «кубистскому» методу и идее симультанного «видения в движении» (Л. Мохой-Надь), актуальной для “UPA”. При этом создатели экранизации, очевидно, учитывают и ожидания массовой аудитории, вводя параллели с криминальными драмами. Пармли и Джулиан стремятся продемонстрировать многомерность и подвижность психической реальности. Главные визуальные образы фильма символически связаны с проблемами власти, контроля, времени, распада. Коллажный принцип, о котором писал один из ведущих художников “UPA” Джон Хабли, реализуется в экранизации двумя способами. Во-первых, это сгущения эмоционального состояния рассказчика По – чрезвычайно сложные, многослойные наложения образов. Во-вторых, это цепочки сходных элементов, которые выявляет взгляд одержимого наблюдателя и которые последовательно соединяются в монтаже. Финал визуализирует итог преступления, его обратный эффект: тело жертвы невозможно спрятать или устранить, оно многократно повторяется в своих отражениях. Власть наблюдателя, причиняющая зло, не преодолевается, но нарастает.

Ключевые слова: Э. По, «Сердце-обличитель», анимация, экранизация, визуальность, эксперимент, примитив
Список литературы:

Булгакова О. Голос как культурный феномен. М.: Новое литературное обозрение, 2015.

Молтин Л. О мышах и магии: история американского рисованного фильма / Пер. с англ. Ф. Хитрука. М.: Издательство Дединского, 2018.

Мохой-Надь Л. Видение в движении. Часть первая / Пер. А. Умняшова. [б.м.]: Издательские решения, 2019; Видение в движении. Часть вторая / Пер. А. Умняшова. [б.м.]: Издательские решения, 2019.

Уракова А.П. Поэтика тела в рассказах Эдгара По. М.: ИМЛИ РАН, 2009.

Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. СПб.: Сеанс, 2018.

Ямпольский М. Демон и Лабиринт. (Диаграммы, деформации, мимесис). М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Ямпольский М. Изображение: курс лекций. М.: Новое литературное обозрение, 2018.