Номер журнала:

№8 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-8-382-401

УДК / UDK: 792
Об авторе:

Амина Ахмедовна Жаманова (кандидат искусствоведения, бродвейский театральный критик, независимый исследователь, Москва, Россия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена трем спектаклям театра «Провинстаун Плэйерс», в которых молодой американский драматург Юджин О’Нил выступил в качестве актера: «Курс на Восток, в Кардифф», «Жажда» и «Перед завтраком» (1916). В статье впервые в отечественном театроведении восстанавливается сценическое воплощение одноактных пьес О’Нила, рассматривается актерская игра О’Нила, его режиссерский дебют (вместе с Эдвардом Джеймсом Баллантайном в спектакле «Курс на Восток, в Кардифф»), ввод первого чернокожего персонажа в «Жажде» и эксперименты молодого драматурга с длинными монологами в постановке пьесы «Перед завтраком». Помимо реконструкции спектаклей, статья содержит анализ трех ранних одноактных пьес О’Нила. Статья основана на рецензиях американских театральных критиков, мемуарах членов команды театра, отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных истории театра «Провинстаун Плэйерс». Деятельность коллектива «Провинстаун Плэйерс» рассматривается в контексте движения малых театров. Приводится полный актерский состав трех о’ниловских спектаклей. Исследуется творческий тандем О’Нила и режиссера Джорджа Крэма Кука, а также сотрудничество драматурга с художниками-постановщиками – супругами Уильямом и Маргаритой Зорах. Родившийся в отеле “Barrett House” на Бродвее в семье известного актера Джеймса О’Нила, Юджин О’Нил никогда не хотел играть на сцене, однако, как показывается в статье, участвуя в сценическом воплощении своей драматургии, О’Нил приближается к осуществлению своей «американской мечты» о новом театре. В работе подчеркивается универсальность и актуальность о’ниловской драматургии малых форм сегодня.

Ключевые слова: Юджин О’Нил, «Провинстаун Плэйерс», история театра, реконструкция спектакля, одноактная пьеса, американская драматургия.
Список литературы:

Клейман Ю.А. Американская режиссура первой трети ХХ века. СПб.: СПбГАТИ, 2011.

Коренева М.М. Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. М.: Наука, 1990.

Коренева М.М. Юджин О’Нил // История литературы США: Литература между двумя мировыми войнами. Т.VI, кн. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 360–434.

Любимова Е. Юджин О’Нил и Джордж Крэм Кук – опыт творческого содружества: из истории театра «Провинстаун» // Проблемы зарубежного театра и театроведения. М.: ГИТИС, ЛГИТМиК, 1977. С. 62–77.

О’Нил Ю. Пьесы: В 2-х т. / Сост. и автор вступ. ст. А.А. Аникст. М.: Искусство, 1971.

О’Нил Ю., Уильямс Т. Пьесы / Сост. и автор вступ. ст. Г.П. Злобин. М.: Радуга, 1985.

Смирнов Б.А. Театр США XX века. Л.: ЛГИТМиК, 1976.

Сохряков Ю.И. Ранняя драматургия Юджина О’Нила (1913 –1924 гг.): к вопросу о становлении творческого метода. Дисс… канд. филол. наук. М., 1970.

Цимбал И.С. Негритянская тема в драматургии О’Нила: «Император Джонс» // Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. Л.: ЛГИТМиК, 1979. С. 11–21.

Цимбал И.С. Театр Юджина О’Нила (1914 –1924). Дисс… канд. иск. Л., 1977.

Шамина В.Б. Традиции американского романтизма в драматургии Юджина О’Нила // Романтизм и реализм в литер. взаимодействиях. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982. С. 114 –124.