Номер журнала:

№8 2020

УДК / UDK: 82 (091)
DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-8-336-346

Автор: Кофман А.Ф.
Об авторе:

Андрей Федорович Кофман (доктор филол. наук, заместитель директора по научной работе и заведующий Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Москва)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье автор пытается ответить на вопрос, откуда берется особая мифологическая аура латиноамериканской литературы. Она объяснима специфической типологией латиноамериканской литературы. Главная особенность формирования художественного языка латиноамериканской литературы обусловлена тем, что она имеет исторически определенную дату рождения, поскольку некоторые ее устойчивые образы и базовые мифологемы ясно прочитываются в дневнике первого путешествия Колумба. В отличие от культур Старого Света, латиноамериканская в первые три века своего развития опиралась не на фольклорный субстрат, а на литературу, перед которой стояла насущная задача формирования собственной традиции. Традиция – есть сумма устойчивых художественных элементов. В статье выделено и проанализировано три основных слоя таких художественных элементов. 1) Те, что были заложены в эпоху Конкисты (прежде всего оппозиция Новый Свет / Старый Свет, выражавшая сущностное отличие американской действительности от европейской, образы «доброго» и «злого» дикаря, и др.). 2) Те, что переиначивают и парафразируют европейские мотивы, сюжеты и оппозиции. 3) Наиболее широкий и значимый слой устойчивых художественных элементов составляют мифологические универсалии, такие как жизнь / смерть, земное / небесное, мужское / женское, телесное / духовное, образы земли, воды, реки, неба, солнца, луны и пр.). Эти элементы, возникшие на заре человеческой культуры, идеально соответствуют понятию первоэлемента традиции. Кроме того, они привлекательны своей универсальностью, поскольку не принадлежат к определенной культуре, могут быть использованы любой культурой и представлены собственным наследием. В статье раскрываются особенности использования мифологических универсалий в латиноамериканской литературе. Насыщая ими художественную ткань произведения и акцентируя их, писатель прибегает к различным художественным приемам, которые в совокупности создают впечатление, будто за повседневностью находится иная действительность – сокрытая, мифологическая, первородная, архетипическая и вневременная.

Ключевые слова: латиноамериканская литература, мифологизм, традиция, художественный язык, устойчивые художественные элементы.
Список литературы:

История литератур Латинской Америки: В 5 т. / Отв. ред. В.Б. Земсков, А.Ф. Кофман, В.Н. Кутейщикова и др.; гл. ред. изд. Н.И. Балашов, Г.В. Степанов. М.: Наука; Наследие; ИМЛИ РАН, 1985–2005.

Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. М.: Прогресс, 1984.