Номер журнала:

№8 2020

DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-8-309-335

УДК / UDK: 82(092)
Об авторе:

Сэм Халлидей (PhD; доцент, Лондонский университет королевы Марии, Британия)

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Неоконченный, посмертно опубликованный роман Ральфа Эллисона «За три дня до расстрела…» (Three Days Before the Shooting…, 2010) изобилует отсылками к кинематографу и кинематографическими сюжетными ходами. Кроме того, в романе много кинематографических метафор и сравнений – они связывают эти сюжетные приемы в общую структуру и помогают проследить развиваемые автором мысли, которые иначе показались бы разрозненными. В статье предпринимается попытка показать, что эти особенности «Трех дней» станут понятнее, если рассматривать Эллисона как исследователя того, что современные искусствоведы и специалисты по теории медиа называют «кинематографичностью». Этот термин позволяет разделить технические средства кинематографа: проекцию изображения, съемку и так далее – и более абстрактные идеи, которые эти средства помогают реализовать (например, движение «статичных» кадров). Разграничив эти категории, можно увидеть, как сам кинематограф – наряду с до-, пост- и паракинематографическими явлениями – образует систему, которую можно назвать одной из главных тем «Трех дней». К тому же, как будет видно из этой статьи, Эллисон обращается к кинематографу и кинематографичности, размышляя о волнующих его более «очевидных» и широко обсуждаемых проблемах, таких, как глубинная связь между памятью и забвением, роль памяти и забвения в историческом сознании американцев, механизм, в силу которого «отвергнутые» воспоминания вызывают «боль», и Гражданская война в США. В статье прослеживаются связи между Эллисоном и фигурами, находящимися за пределами литературного мира, например, режиссером Д.У. Гриффитом, отмечается явное влияние Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Андре Мальро, а также психоанализа, и ставится вопрос, можно ли считать роман Эллисона примером того, что в современной теории медиа называют «интермедиальностью».

Ключевые слова: кинематограф, медиа, теория медиа, монтаж, память, забвение, Ральф Эллисон, «За три дня до расстрела…»