Вагнерианские контексты и вагнеровские коды поэзии Т.С. Элиота 1910-1920-х гг.
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 82-821
- DOI:
- Автор: Ушакова О.М.
- Об авторе:
Ольга Михайловна Ушакова, доктор филологических наук, профессор, Тюменский государственный университет, ул. Володарского, д. 6, 625003 г. Тюмень, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0656-3774
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья посвящена анализу особенностей рецепции и поэтического освоения эстетического и музыкального наследия Рихарда Вагнера (1813–1883) в творчестве Т. С. Элиота (1888–1965). Материалом исследования стали стихотворения и поэмы 1910–1920-х гг.: «Опера», «Грустный пейзаж», «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», «Бесплодная земля», а также эссе «Данте», лекции «Виды метафизической поэзии», «Музыка поэзии». Исследование нацелено на решение проблемы генезиса элиотовского вагнерианства и выявление вагнеровских кодов его поэтических текстов. Вслед за представителями литературного вагнерианства Элиот усвоил идеи свободного революционного искусства, пафос антибуржуазности, стремление к синтезу искусств, нерасчленимости поэзии и музыки, мифотворчеству и т. п. В поэзии 1910–1920-х отражен интерес к широкому культурному контексту (вагнерианству и вагнеровщине), неомифологизму и т. д. Для поэзии этого периода характерно использование вагнеровских «ситуаций», сюжетов (Граалев сюжет), тем, композиционных приемов (система лейтмотивов, многослойность фактуры и т. д.), особенностей музыкального мышления (атональность, «бесконечная мелодия», суггестивность и т. п.), прямое цитирование вагнеровского текста и т. п. В работе доказывается, что «Бесплодная земля» создавалась как Gesamtkunstwerk, сложная многоуровневая художественная структура интермедиального характера, инкорпорирующая элементы различных видов искусства (музыки, живописи, сценографии, танца и др.).
- Ключевые слова: Т. С. Элиот, Рихард Вагнер, вагнерианство, вагнеровщина, музыка поэзии, Граалев сюжет, музыкальные аллюзии, Gesamtkunstwerk, интермедиальность.
- Для цитирования:
Ушакова О.М. Вагнерианские контексты и вагнеровские коды поэзии Т. С. Элиота 1910–1920-х годов // Литература двух Америк. 2021. № 10. С. 266–309.
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-266-309 - Список литературы:
Бартош 2010 — Бартош Н.Ю. Мифопоэтика «Тангейзера» Рихарда Вагнера в интерпретации Шарля Бодлера // Сибирский филологический журнал. 2010. № 4. С. 53–59.
Бодлер 1971 — Бодлер Ш. Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже (1861 г.) // Иностранная литература. 1971. № 6. С. 167–169.
Букина 2009 — Букина Т. «Высокая классика» в бытовом пространстве культуры: технологии адаптации (вагнеровская традиция в Петербурге рубежа XIX–ХХ вв.) // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 183–215.
Вагнер 2018 — Вагнер Р. Кольцо Нибелунга: драма / пер. с нем. В. Коломийцева. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 416 с.
Вагнер 1978 — Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 142–261.
Гек 2017 — Гек М. Рихард Вагнер. Жизнь. Творчество. Интерпретации. М.: Культурная революция, 2017. 424 с.
Генон 2000 — Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб.: Азбука, 2000. 317 с.
Губайловский 2020 — Губайловский В. «Ошибка» Бориса Пастернака. О стихотворении «Единственные дни» // Новый мир. 2020. № 5 (1141). С. 179–186.
Гурмон 1913 — Гурмон Р. Книга масок. СПб.: Книгоиздательство «Грядущий день», 1913. 267 с.
Гюисманс 2010 — Гюисманс Ж.К. Увертюра Тангейзера // Собр. соч.: в 3 т. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. Т. 1. C. 111–114.
Жолковский 2016 — Жолковский А. Чудесные вольности в «Музыке» Бориса Пастернака // Новый Мир. 2016. № 3 (1091). С. 186–97.
Кружков 2020 —Кружков Г. «Единственные дни». Зимний солнцеворот у Элиота и Пастернака // Новый мир. 2020. № 5 (1141). С. 187–194.
Кружков 2013 — Кружков Г.М. «У страха глаза велики»: Элиот и Пастернак в начале 1940-х годов // Новая Юность. 2013. № 1 (112). URL: https://magazines.gorky.media/nov_yun/2013/1/u-straha-glaza-veliki-eliot-i-pasternak-vnachale-1940-h-godov.html.
Левик 1978 — Левик Б.В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. 447 с.
Лосев 1978 — Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 7–48.
Мейерхольд 1968 — Мейерхольд В.Э. К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинском театре 30 октября 1909 года // Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М.: Искусство, 1968. Ч. 1: 1891–1917. C. 108–120.
Ницше 1990 — Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Соч.: в 2 т. / пер. с нем; сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 57–157.
Пастернак 1990 — Пастернак Б.Л. Т.-С. Элиоту 14 января 1960 г. // Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М.: Искусство, 1990. С. 365–367.
Пробштейн 2020 — Пробштейн Я. Т. С. Элиот: открытие Старого Света 1910–1922 // Зинзивер. № 6. 2020. С. 49–74.
Раку 2011 — Раку М.Г. О вагнеровских контекстах «Доктора Живаго» // Вопросы литературы. 2011. № 2. С. 59–08.
Смирнов 2004 —Смирнов В.В. Воскресение тамплиеров: опыт вероятност. интерпретаций. М.: Ариаварта-Пресс, 2004. Кн. 1: Чаша Господня. 507 с.
Соболева 2012 — Соболева Я.И. Роман Э. Дюжардена «Лавры срезаны» как первый опыт прозы потока сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2012. № 3. С. 5–12.
Статкевич 2010 — Статкевич И.А. Проекция и интерпретация в структуре художественного восприятия // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2010. № 6. С. 287–292.
Толмачев 2014 — Толмачев В.М. Т. С. Элиот, поэт «Бесплодной земли» // Элиот Т. С. Бесплодная земля. М.: Ладомир; Наука, 2014. С. 273–378.
Ушакова 2016 — Ушакова О.М. Денди, хулиган и мистик: школа поэтической игры в «Инвенциях мартовского зайца» Т. С. Элиота // Литература двух Америк. 2016. № 1. С. 50–79.
Ушакова 2009 — Ушакова О.М. Русский балет в зеркале английской литературы // Пограничные процессы в литературе и культуре: сб. ст. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2009. С. 297–300.
Штайнер 2009 — Штайнер Р. Рихард Вагнер и новые поиски Грааля. Ереван: Лонгин, 2009. 184 с.
Элиот 2019 — Элиот Т. С. Бесплодная земля. Полые люди: поэмы, стихотворения, пьесы. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. 1120 с.
Элиот 2002 —Элиот Т. С. Музыка поэзии / пер. Н. Бушмановой // Элиот Т. С. Избранное. Стихотворения и поэмы. Убийство в соборе: драма. Эссе, лекции, выступления. М.: Терра-Кн. клуб, 2002. С. 250–266.
Элиот 2012 — Элиот Т. С. Поэзия и драма / пер. с англ. И. Полуяхтова. М.: Галин А.В., 2012. 494 с.