«Люди неопределенного бытия»: первые советские постановки пьесы У. Сарояна «В горах мое сердце...»
- Номер журнала:
- УДК / UDK: 82(091)
- DOI:
- Автор: Гудков М.М.
- Об авторе:
Максим Михайлович Гудков (Санкт-Петербургский государственный университет, старший преподаватель)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Перу одного из крупнейших американских писателей первой половины ХХ в. У. Сарояна принадлежат несколько десятков пьес, создавать которые он начал еще в середине 1930-х гг. Советской сцены они достигли лишь в период «оттепели», в начале 1960-х. В центре настоящей статьи – первые советские постановки пьесы Сарояна «В горах мое сердце…» – сперва на армянском языке в Ереване (1961), затем на русском – в Московском театре имени В.В. Маяковского (1962). В статье анализируются причины столь позднего появления драматургии американского писателя на отечественной сцене, прослеживается, как приезд Сарояна в 1960 г. в СССР способствовал постановке его произведения в столице Армении, что в свою очередь вызвало к жизни появление спектакля и на московской сцене. Судьба сарояновской пьесы на отечественных подмостках исследуется в рамках социально-политического и культурного советско-американского макроконтекста холодной войны. На основе редких материалов, находящихся в музее Московского академического театра имени В.В. Маяковского, дается анализ сценического воплощения произведения американского писателя и его рецепции советской критикой и зрителем. Режиссер Я.С. Цициновский стремился передать возвышенный, поэтический дух сарояновского произведения и найти яркую выразительную форму, что было нетипичным для «Маяковки» Н.П. Охлопкова. Постановка пьесы на столичных подмостках в 1962 г. знаменовала начало сценической истории драматургии американского автора в нашей стране. Данное исследование позволяет расширить представления о театральной судьбе пьес заокеанского автора в Советском Союзе.
- Ключевые слова: У. Сароян, американская драматургия, советский театр, 1960-е гг., «оттепель», Московский театр имени В.В. Маяковского, пьеса «В горах мое сердце…».
- Список литературы:
Американские театральные миниатюры. М.; Л.: Искусство, 1961.
Анастасьев А. Радостная примета сезона // Известия. 1962. 10 ноября. [Аргус]. Слухи и факты // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1960. 4 апреля.
Арутюнян Б. Армянский театр // История советского драматического театра: В 6 т. Т. 6. 1953 –1967 . М.: Наука, 1971. С. 295 –313.
Ахвердян Л. «В горах мое сердце» // Театр. 1961. №. 11. С. 118 –120.
Былков-Забайкальский В.С. Ортодоксальные заметки провинциального режиссера. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2004.
В.Д. [Виктор Яковлевич Дубровский]. Орлов М.Д. // Энциклопедия Театра Маяковского. Весь Театр за 75 лет (Энциклопедический словарь). М.: Инкобук, 1999. С. 453 –454.
[«В горах мое сердце…»] // Орловский комсомолец. 1962. 16 сентября. [«В горах мое сердце…»] // Знамя юности (Минск, Белорусская ССР). 1962. 16 сентября.
[«В горах мое сердце…»] // Вечерние новости (Вильнюс, Литовская ССР). 1962. 19 сентября.
Волгин Б. Канонам вопреки // Москва. 1962. № 12. С. 184 –192.
Григорян А. Арно Бабаджанян. М.: Советский композитор, 1961.
Гудков М.М. Драматургический дебют У. Сарояна: постановка «В горах мое сердце…» в Нью-Йоркском театре «Груп» (1939) // Актуальные проблемы литературы и культуры. Вып. 9. Ереван: Лингва, 2018. С. 33 –45.
Гудков М.М. Музыка гор на Манхэттене: драматургический дебют У. Сарояна // Литература двух Америк. 2018. № 5. С. 283 –309.
Гудков М.М., Андреасян А.Г. «Пьеса-песня»: Арно Бабаджанян и Уильям Сароян // Театрон. 2020. № 2 (32). С. 25 –40.
Жидков В.С. Культурная политика и театр. М.: ИздАТ, 1995.
Залесский В. Талантливое решение (Пьеса У. Сарояна на сцене Театра имени Маяковского) // Вечерняя Москва. 1962. 2 октября.
Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М.: Международные отношения, 2007.
Кудина В. Если остановить солнце… // Комсомольская правда. 1962. 16 октября.
Любимов Б.Н. <Интервью с В.Я. Вульфом>. Театральный мост: Об американской драме на московской сцене // Литературное обозрение. 1988. № 10. С. 76 –82.
Матвеев А. «Поэзия в моем сердце…» // За медицинские кадры. 1962. 18 сентября.
Меликсетян Л.С. У. Сароян в советской критике (1935 –1975 годы) // Кан- тех (Ереван). 2006. № 1. С. 34 –47.
Меликсетян Л.С., Гончар-Ханджян Н.К. Уильям Сароян в американской критике, в русских переводах и критике. Библиография. Ереван: Издательство Ереванского государственного университета, 2008.
Моравек И. Драма на Сан-Бенито // Театральная жизнь. 1963. № 2. С. 13. Московский Академический театр им. Вл. Маяковского. 1922 –1972. [Альбом] / Авт.-сост. Д.Я. Дубровский. М.: Искусство, 1974.
Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922 –1982 / Авт.-сост. Д.Я. Дубровский. М.: Искусство, 1983.
Н.В. [Нина Велехова]. Цициновский Я.С. // Энциклопедия Театра Маяковского. Весь Театр за 75 лет (Энциклопедический словарь). М.: Инкобук, 1999. С. 629.
Н.П. Охлопков: Статьи, воспоминания. М.: ВТО, 1986.
Н.С. [Наталья Давыдовна Старосельская]. Сароян У. // Энциклопедия Театра Маяковского. Весь Театр за 75 лет (Энциклопедический словарь). М.: Инкобук, 1999. С. 539 –540.
Орлова Р.Д. Потомки Гекльберри Финна (Очерки современной американ- ской литературы). М.: Советский писатель, 1964.
Орлова-Копелева Р.Д. Двери открываются медленно. М.: Независимая газета, 1994.
Ризаев С.А. Вардан Аджемян (серия «Мастера советского театра и кино»). М.: Искусство, 1978.
Ризаев С.А. Рачия Нерсесян. М.: Искусство, 1968.
Рябова Т.Б. Кинообразы американских небоскребов в советской политике пространства периода холодной войны (1946 –1963) // Город. Среда. Политика. 2018 (Сборник материалов научно-практической конференции / Под ред. Л.А. Гайнутдиновой и М.В. Невзорова). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 90 –93.
Самвелян Л. Сезон в Армении // Театр. 1960. № 6. С. 145 –146.
Саноян Р.М. Загадка великого битлисца, уроженца Фрезно, штат Калифорния, США. Ереван: Зангак-97, 1998.
Сароян У. Автобиография // Интернациональная литература. 1935. № 10. С. 175 –176.
Сароян У. Бесстрашный юнец на трапеции / Пер. И. Романовича // Интернациональная литература. 1935. № 8. С. 110 –113.
Сароян У. Некрологи (Фрагменты из книги) / Пер. Н.А. Гончар // Саро- ян У. Армянин и Армянин: рассказы, повесть, пьеса, эссе. Ереван: Наири, 1994. С. 288 –314.
Сароян У. Путь вашей жизни (Пьесы). М.: Искусство, 1966.
Сароян У. Туда, где свободен трапеции взлет… / Пер. Ю. Жуковой // Неделя. 1961. № 17. С. 8.
Сизенко Е.Е. Театр 1940-х – начала 1950-х годов // История русского драматического театра: от его истоков до конца ХХ века. М.: РАТИ-ГИТИС, 2009. С. 564 –585.
Соловьева И.Н. «Зеленая улица» // Московский Художественный театр.
Сто лет: В 2 т. Т. 1. М.: МХТ, 1998. С. 175.
Тероганян М.И. Арно Бабаджанян (Монография). М.: Композитор, 2001.
Шахназарян В. «Все люди армяне» // Дружба народов. 2001. № 3. С. 218 –223.
Шорина Л.В. Мир глазами театра: История Государственного русского драматического театра им. А.П. Чехова. Кишинев: Инесса, 2001.
Юрасова Г. Не выпускать эстафеты! // Театральная жизнь. 1963. № 10 (май). С. 6 –8.